Ваша корзинаИзбранное Личный кабинет

Художник Захаров Иван Ильич

Захаров Иван Ильич
Веб-адрес: ivanzakharov.artnow.ru
На сайте с 22 декабря 2019
Рейтинг ArtNow:
     - живопись: 664 балла
     - графика: 388 баллов

Живопись (114 картин)

Прощание. 1941 год
Прощание. 1941 год
Кубань
Кубань
Мальчишки (Гонят лошадей)
Мальчишки (Гонят лошадей)
Привал
Привал


Графика (8 картин)

А.С.Пушкин. Рисунок к картине "Пушкин на Кавказе"
А.С.Пушкин. Рисунок к картине "Пушкин на Кавказе"
Переселенцы
Переселенцы
Рисунок к "Переселению казаков на левый берег Кубани"
Рисунок к "Переселению казаков на левый берег Кубани"
Черноглазая казачка подковала мне коня... (картон к картине)
Черноглазая казачка подковала мне коня... (картон к картине)


Творческая биография художника


Иван Ильич Захаров (06.08.1936- 09.06.2019)(с. Горькая балка, Северо-Кавказский край - Краснодар) - художник и педагог.
Из крестьянской семьи. После окончания школы работал прицепщиком в тракторной бригаде. Увлечение рисованием началось рано, но развивать способности приходилось самому, рисуя всё, что видел: деревья, животных, потом портреты родных, сельчан, комбайнёров. В Московский народный университет им. Н.К.Крупской был принят без базовой подготовки и проучился 4 года заочно, только отсылая выполненные задания и продолжая трудиться в колхозе, в родном селе. В 1960 году на Всесоюзной выставке самодеятельных художников в Москве, которая проходила при поддержке Министерства культуры СССР, его работа попала в ряд с лучшими работами молодых самодеятельных художников, получивших подготовку в художественных школах. В 1961-66 гг. учился на художественно-графическом факультете Краснодарского педагогического института (педагоги: Г.В.Беда, И.А.Амиян, Г.У.Кравченко, Г.К.Шахбазян).
С 1964 года участвовал в краевых, зональных, республиканских и всесоюзных выставках. В 1966-96 гг. преподавал на художественно-графическом факультете КубГУ. Член Союза художников СССР (1984). Проходил повышение квалификации преподавателя в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Академии художеств СССР в мастерской Е.Е.Моисеенко.
В студенческие годы разрабатывал свои первые жанровые композиции. Картины «Переселение казаков на Кубань», «Базар в Екатеринодаре», «Кулачный бой», «Скачки» и другие знакомят зрителя с особенностями и многообразием жизни Кубанского казачества. В 1982 году в Ленинграде начал писать картину «Перед дальней дорогой», затронув сложную тему гражданской войны. Особенно близкой стала тема «М.Ю.Лермонтов и Кавказ», над которой работал много лет. Картины «Лермонтов с сотней», «Кубанская легенда», «Лермонтов на Кавказе», «Княжна Мери», «Казбич и Бэла» - это взгляд в историческое и литературное прошлое, переданное на холст пластическим языком живописи. В картине «Выхожу один я на дорогу» читается безысходность судьбы поэта, отторгнутого от окружающего мира, неотвратимость его гибели, а вместе с этим и великое предстояние, торжество человеческого духа, всепобеждающая сила поэзии. В своем творчестве Захаров развивает традиции русской культуры ХIХ века, с ее литературоцентризмом, стремлением к синтетическому, а не аналитическому пониманию действительности. Полюбив в молодости пушкинскую эпоху, художник увидел в ней ценностные ориентиры, отчасти изгнанные из современной культуры. Поэтому он создает в своих работах модель мира, полную ностальгии по утраченному времени. Творчество Захарова – это добровольное изгнание из слишком динамично развивающейся современности, быстро меняющей образы, сюжеты и языки искусства. Его любимые образы – это люди чести и совести, верные своему слову, Отчизне, любимой женщине, традиционному укладу жизни. Это исторические персонажи (М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин), великие люди нашего времени (композитор Г.Ф. Пономаренко), обобщенные образы простых русских людей – кубанских и терских казаков.
В значительной степени творчество Захарова имеет биографический характер, рождено из воспоминаний детства, проведенного в местах ссылки великих русских поэтов. Особенно близок ему Михаил Юрьевич Лермонтов, принимавший участие в войне с горцами именно в том районе, где прошло детство и юность начинающего художника. Село Горькая Балка расположено на реке Куме, рядом с Минеральными Водами и Пятигорском - местами знаковыми для любого русского человека. Именно здесь возникли те впечатления, которые в зрелом возрасте стали главной его темой. Здесь родились и его первые эстетические переживания, которые сохраняются с первых лет работы до сегодняшнего дня. Эстетика эпохи ампира, синтезирующего язык классицизма, романтизма и реализма, стала основой его образной системы. Отсюда и его репрезентативные, эпические и лирические предпочтения: историческая и жанровая картина, парадный и камерный портрет, возникшие в русском искусстве в его Золотой век. Не прошел он мимо и пленэрных новаций, которые пришли в европейское изобразительное искусство в эпоху импрессионизма и сохраняющие свою актуальность до наших дней. Академический и реалистический рисунок в сочетании со светом и воздухом новейшей живописи, включающей и легкие лессировки, и фактурное письмо, свободная, отчасти этюдная манера составляет особенность захаровской живописной системы. Он создает многофигурные композиции, свободно компонуя фигуры на плоскости, соединяя линейную и световоздушную перспективу с южно-русской декоративностью. Захаров, как никто другой из краснодарских живописцев, стал подлинным летописцем кубанского казачества. Прежде чем приступить к созданию нового полотна, художник изучает историю, привязывает сюжет к реальной местности, где происходило действие, пользуется воспоминаниями современников, научной литературой, картами, а также пишет этюды с натуры, выезжая на пленэр.
Большинство многофигурных композиций Захарова написаны об истории и повседневной жизни казаков. В батальных сценах автор подчеркивает героический дух казаков, защищающих южные рубежи России, в жанровых картинах мы видим лирические сцены любви казака и казачки, гротескные истории, возникающие на кубанских базарах. Художник прекрасно владеет информацией о быте, костюмах, образе жизни людей того времени. Все это придает его работам отчасти фольклорный характер. Он часто обращается к забытым ритуалам или малоизвестным историческим фактам.
Нельзя не сказать и об анималистическом даре Ивана Захарова. Не часто в изобразительном искусстве Кубани художники пишут батальные или бытовые сцены, в которых участвуют лошади. Образ всадника на коне – главный в творчестве краснодарского художника. В зависимости от темы и сюжета он передает динамику боя или красоту спокойно стоящей гнедой или серой в яблоках лошади.
С начала 1990 – годов образ Лермонтова стал главным в творчестве Захарова. Захаров предстает перед нами как историк и биограф, воссоздавая на холстах те места на юге России, где бывал Лермонтов и возник замысел романа «Герой нашего времени»: это Тамань, станица Ивановская, Пятигорск. Картины «М.Ю. Лермонтов с сотней» (1993 г.), «Тамань» (2009 г.), «Казбич и Бэла» (2012 г.), «Княжна Мери» (2002 г.), «Выхожу один я на дорогу» (2005 г.) не вполне иллюстрации стихов и прозы, не совсем рассказ о странствиях Лермонтова, о его участии в боевых действиях на Кавказе. Это очень личный разговор между художником и писателем. Это диалог романтической и неоромантической эстетик, родившихся в переходные эпохи. «Выхожу один я на дорогу» (2005 г.) – одна из наиболее глубоких работ, раскрывающая трагическую судьбу поэта. Легкими лессировками, почти валёрами, написан знаменитый лермонтовский туман, окутывающий дорогу и создающий чувство одиночества и неприкаянности.
Творчество Ивана Захарова – еще одно свидетельство тому, что романтизм и реализм в России, возникшие почти 200 лет назад, сегодня востребованы и художниками, и зрителями. Он продолжает консервативную линию русского искусства, направленную на защиту ценностей русской культуры, русского национального духа.
Иванова Екатерина
Гуси-лебеди
Иванова Екатерина. Гуси-лебеди
40000 р.
Джанильятти Антонио
Букет
Джанильятти Антонио. Букет
38000 р.
Курочкин Геннадий
Натюрморт с гранатом
Курочкин Геннадий. Натюрморт с гранатом
700000 р.
Вырвич Валентин
Покой
Вырвич Валентин. Покой
40000 р.
Волосов Владимир
Солнечный лес
Волосов Владимир. Солнечный лес
100000 р.
Чатинян Мгер
Подсолнух
Чатинян Мгер. Подсолнух
22500 р.
45000 р.
-50%

Новости культуры Практические советы Наши выставки Рейтинг художественных сайтов Политика защиты и обработки персональных данныхО нас, контакты info@artnow.ru

© ArtNow.ru 2003–2024 | Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с согласия их авторов с обязательной ссылкой на ArtNow.ru

Работа добавлена в корзину