Творческая биография художника
В современном изобразительном искусстве немного мастеров, произведения которых находят высокую оценку как во взыскательной среде профессионального сообщества, так и в душе разных категорий зрителей. Елена Саяпина – именно такой художник. Ее живописные произведения всегда желанные экспонаты выставочных залов и галерей изобразительного искусства, предложения провести персональные выставки поступают с постоянством, не позволяющим экспозиции подолгу задерживаться на одном месте. При этом и коллеги по цеху живописи высоко ценят ее профессиональные качества, избирая в состав правления Краснодарского краевого отделения Союза художников России, включая в составы выставкомов.
Истоки этой востребованности и профессиональной состоятельности – в сочетании разных талантов, которыми щедро наделена Елена Саяпина и которые она в полной мере реализует. Все что она делает, делает хорошо. Золотая медаль средней школы, «красный» диплом художественно-графического факультета Кубанского госуниверситета, аспирантура, защита кандидатской диссертации, избрание в члены Союза художников РФ, присвоение ученого звания «доцент», работа в должности заместителя декана художественно-графического факультета, избрание в состав правления регионального отделения СХ РФ, избрание на должность заведующего кафедрой графики – все это разные грани ее профессиональных качеств, за востребованностью которых лежит каждодневный и плодотворный труд, умение видеть главное в стоящих перед ней задачах и находить рациональные способы их решения.
Елена Саяпина многие годы возглавляет список победителей конкурса «100 лучших ученых КубГУ», трижды она побеждала во Всероссийском стипендиальном конкурсе Фонда Владимира Потанина, учрежденном для молодых преподавателей России. Этот успех молодой художницы еще раз напомнил о том, что искусство является неотъемлемой частью и особой формой познания и творческого преобразования всего того, что нас окружает. Ее творчество всегда искренне и находит отклик в сердцах многих почитателей ее талантов, укрепляет ценностные ориентиры, связанные с традициями и высокими достижениями изобразительного искусства Кубани. Не случайно в 2015 г. Елена Саяпина вошла в финальный список самых влиятельных женщин Кубани.
Художник умный, хорошо и разносторонне образованный – это художник, перед которым открыта дорога просвещенной любви к искусству. Е. Саяпина из тех художников, которые умеют, говоря словами Врубеля, «вести любовный разговор с натурой». В ее пленэрных этюдах и картинах отражено понимание сложной взаимосвязи декоративной природы живописи, своеобразия изобразительного языка ее материалов и устремленности к достоверной передаче гармонии форм и цвета натуры. Это те качества представителей русской школы живописи, которые мы связываем с такими мастерами, как Константин Коровин, Василий Поленов, с учителем Е.Саяпиной, руководителем ее дипломной работы краснодарским художником Григорием Кравченко, названным искусствоведами США крупнейшим мастером реалистической живописи 2-й половины XX века.
Увиденная сквозь призму этого понимания натура не воспринимается как совокупность привычных глазу объектов – зеленой травы, белых облаков, голубого неба, а превращается в гармоничное сочетание плоских цветовых пятен. В таком понимании и видении изначально заложена большая доля условности, преодолеть которую можно только при условии точного рисунка каждого пятна, его силуэта. Если удается овладеть этим мастерством живописца, то не имеет принципиального значения, что становится натурой, что писать – натюрморт, портрет или пейзаж. Эти профессиональные качества в полной мере могут быть отнесены к творчеству Елены Саяпиной. Точность живописного рисунка ее пленэрных этюдов, умение выстраивать цветовые отношения в соответствии с цветовым строем натуры позволяют назвать их своего рода портретами пейзажа. Она успешно работает в жанре натюрморта, увлеченно пишет портреты, которые на ее полотнах всегда сочетают образное решение с достоверностью, с тем, что зритель или удовлетворенный заказчик определяют словом «похож».
В живописи пейзажа Е.Саяпиной преобладают свет и ощущение радости от встречи с гармонией цветов и форм природы. Вероятно, это связано как с ее отношением жизни, так и с фактами биографии. Те, кому довелось общаться с художницей, всегда отмечают, что она человек светлый, наделенный способностью к добрым взаимоотношениям с коллегами, друзьями, студентами. Путеводная звезда ее личной судьбы, ее биографии, провела Елену по югу нашей большой страны от Тбилиси, где она родилась и с 5 лет начала учебу в школе искусств, до Краснодара, в котором окончила художественную школу им. В.А. Пташинского, художественно-графический факультет Кубанского госуниверситета, в котором живет и работает сегодня.
Краски юга всегда помогали раскрепостить глаз художника, очистить его палитру, наполнить колорит его произведений игрой света, рефлексов, бликов. Этюды, написанные В. Поленовым в Греции, крымские этюды К. Коровина, пейзажи Италии на полотнах Г. Семирадского – это полифония цвета, привнесенная ярким южным солнцем и увиденная профессионально поставленным глазом живописца. Не случайно, что и одну из своих персональных выставок Елена Саяпина назвала «Краски Кубани» – у них «особенная стать». Она любит и умеет передать просветленный и вместе с тем насыщенный колорит пейзажей Краснодарского края, побережья Черного моря.
Однако цветовой строй живописных работ Елены Саяпиной разнообразен. В ее этюдах есть и грусть, и раздумья, посещающие нас в дни пасмурные, есть торжественная чистота, тишина и успокоенность заснеженных зимних пейзажей. Работая с натуры, она пишет быстро и точно. В этих профессиональных качествах живописца заложены основы умения передать неповторимость общего цветового состояния природы, вовлеченность ее цветов в колористическую взаимосвязь со светом и воздухом. Именно быстрота работы, трактуемая импрессионистами как «мимолетность взгляда», дает возможность художнику увидеть и передать эту неповторимость цвета. Так, А. Зверев говорил о том, что видит перспективы развития живописи в наращивании скорости письма.
Точность построения Еленой Саяпиной живописного изображения приводит к тому, что мазок краски, положенный на холст, больше не переписывается, сохраняет свою неизменность и исходную звучность. Такой технический прием обеспечивает чистоту и строго выверенную яркость красок на холсте, которые долгие годы не претерпевают изменений – потемнений и жухлости, характерных для красочного слоя живописи маслом. Именно масляной живописи отдает предпочтение Елена. Ее манере присуща свобода письма широкой кистью и выраженной фактурой мазка, прорабатывающей полутона и свет. Это академические принципы, которые применены ею умело, подчинены натуре и замыслу, поэтому вся эта живописная «кухня» не видна зрителю. Перед ним встают достоверные художественные образы того, что всегда было рядом, но оставляло незамеченным торжество гармонии цветов и форм.
В живописи Елены Саяпиной всегда есть то, что привлечет внимание собратьев по цеху искусств. Она неизменно интересна и зрителям, ожидающим от встречи с картиной гармонии цвета, света и радости, которые рождены в сердце художницы диалогом с природой, с красотой натуры и мастерски переданы в красках холста. Найдите на выставках работы Е. Саяпиной, внимательно посмотрите этот альбом, и у Вас будет такая встреча!
Профессор кафедры живописи КубГУ
Ю.В. Коробко