Художник След в искусстве Чернова Дениса Валериевича
Первая мысль при взгляде на полотна Дениса Чернова, художника удивительно разнообразного и чуткого, была о продуманности и логичности композиции. Например, в такой работе как "Григорьевское ущелье". Увлекают прекрасные дали, чаруют цветовые сочетания переднего плана; и все это – и взволнованные линии склонов, и взлетающий ввысь порыв облаков – увязано в строгую и четкую динамическую спираль, которая уносит за собой наше сознание, наше восприятие… Движение – жизнь. И эффектом движения художник владеет с чутьем мастера. Ненавязчиво, но действенно.
А еще свет! Удивительно свежее яркое видение света! Как лепится форма! Как передается ощущение жаркого полдня, чистого утра, тяжкой и мощной морской волны! Как безупречно и духовно человеческое тело, как влажно и ослепительно оно у моря, как нежно и эфемерно, точно сливающееся с воздухом! Во всем этом – любование миром и каждым штрихом его! "Горный ослик" так и жмурится от солнца! И "Запах весны" цветущих вишен, эти прозрачные тени, падающие на лицо – это все трогательно-радостно…
Живопись Чернова колоритная, сочная и многообразная по технике. Сравнить, например, такой разный подход к натуре – пастозные мазки в картинах "Снежная зима", "Падающие дубы на берегу реки", "В сауне", напоминающие о мировоззрении импрессионистов, и выписанные тонко и подробно, лессировкой, суховато и строго стволы деревьев на полотне "Танец".
Говоря о жанрах, интересно заметить – далеко не всегда тут можно провести четкую грань. Пронизанные воздухом пейзажи полны очарования. Характерны и возвышенны портреты. Но фантазия художника рождает необычные примеры их синтеза. Живому пейзажу художник придает особый смысл. "Остров Сирен" – веселые купальщицы… и так естественно и в порядке вещей появляется тут греческая триера… сейчас, здесь, среди нас. Или другое – в блестках солнца, в брызгах моря "Хранительницы золотого руна". Да, пожалуй, это можно определить как станковое полотно. И все же это – пейзаж… и все же это – портрет… и это чувствуется.
Палитра художника необычайно богата.
Но есть и другие работы – благородная графика. Строгость восприятия, когда не отвлекает красочность, цветовые эффекты, живописные сочетания… Тогда замечаешь изысканность линий, тонкость полутона… И мерное колыхание венецианских каналов становится особенно явственным, органично ощутимым. Статична неподвижность нависающего моста, причудливы и прихотливы переплетения древесных ветвей. Их четкость, сухость, величавость. Особая мягкость женского тела, воздушность волос при всей подробно проработанной фактуре. Колесо, лодка, мельницы, архитектурные моменты, точно и скрупулезно прорисованные – они одновременно напоминают технические зарисовки ("Телеграфный столб" утрированно почти до фотографичности) и в то же время столь поэтичны, столь одухотворены. Вода и облака на листах Дениса Чернова удивительны! Такая легкость, живость, игра! А портреты! Спокойная чистота! В графических пейзажах все та же свойственная ему живописность, пусть и другим языком…
В произведениях Дениса Валериевича много символики, иносказания, второго смыслового фона. Символичны темные крылья мельницы, подчеркнуто зловещие своей выгнутой формой, подробным изображением, и легкие полупрозрачные летящие на дальнем плане голуби. Или графический лист "То, что осталось от победы…" Что тут скажешь? И поэтично, и драматично. Другой лист со столь премудрым латинским названием… здесь философское нарушает умозрительное… древние камни напоминают об ушедших цивилизациях с утраченными тайнами. Странные лучи и трещины, как ветви прорастающих дерев, испещряют их туманные поверхности. Необычайно выразительно, когда столь различные темы – почти натуралистичное и фантастичное – вдруг соединяются, создавая непостижимые образы!
Но превыше всего очарование жизни! "Венские розы", "Розы" – изысканная красота роскошных цветов, сложность формы, живая прелесть… "Солнечный свет на снегу", "Цветущий абрикос" – можно ль не задержать взор, не залюбоваться?! И тут же – иной графический язык – древесная шероховатость, угловатый штрих, графичность в живописном! "Автопортрет", "Дворик", "Дерево"…
Говорить об этом можно бесконечно!
А вывод – только один! Как хорошо, что есть такой художник, наш современник, Денис Валериевич Чернов, прекрасный мастер, тонкой души человек, который, несомненно, оставит свой значительный след в искусстве!
/ Татьяна Стрекалова /
Материал подготовлен
"Дизайн-Студия Рудых"
Чернов Денис Валериевич
- живопись: 926 баллов
- графика: 859 баллов
- копии картин: 507 баллов