Ваша корзинаИзбранное Личный кабинет

23 августа в Строгановском дворце Государственного Русского музея открывается выставка произведений живописи, графики и прикладного искусства известного советского художника Рудольфа Френца

23 августа в Строгановском дворце Государственного Русского музея открывается выставка известного советского художника Рудольфа Френца (1888-1956). Экспозиция включает более 80 произведений живописи, графики и прикладного искусства из собрания Русского музея.

В середине прошлого века Рудольф Френц получил заслуженное признание как мастер батальной и панорамной живописи, как наследник традиций Ф.А. Рубо, Н.С. Самокиша и М.Б. Грекова. На протяжении всей своей жизни художник обращался к теме сражений и побед русской и советской армии в войнах ХХ столетия. Им были созданы панорамы и диорамы “Взятие Зимнего дворца”, “Оборона Петрограда”, “Сталинградская битва”.

Однако Френц был не только художником-баталистом. Его кисти принадлежат сюжетные картины и пейзажи, акварели и графические работы. Благодаря усилиям частного коллекционера Осипа Семеновича Сметанича сложилось уникальное собрание произведений Френца 1920-х годов. Оно и определило характер наследия художника в крупнейшем художественном музее страны, ибо из 130 произведений живописи и графики, находящихся в коллекции Русского Музея, 118 (из них - 25 картин и 92 рисунка) поступило от вдовы Сметанича в 1935 году. Первая персональная выставка Рудольфа Френца в ГРМ познакомит зрителя с этими произведениями, отражающими яркую и весьма плодотворную страницу творческой биографии художника.

С 1918 по 1925 гг. Френц работал в Декоративном Институте в Петрограде-Ленинграде, где заведовал мастерской агитплаката. Живопись, большая часть графики и предметы агитационного характера, представленные на выставке, относятся именно к этому периоду. С Декоративным институтом Френц прошел все этапы его биографии: со дня основания до закрытия. В 1920-е гг. Френц активно работал в области театрально-декорационного и прикладного искусства, занимался плакатом и оформлением города к праздникам. Произведения художника этого времени тесно взаимосвязаны. Эскизы подносов, шкатулок, тарелок сюжетно и пластически перекликаются со станковыми картинами. Круг тем, используемых Френцем, многообразен: “Крестьянин”, “Стадо и пастух”, “Бега”, “Покупка лошади”, “Танец”, “Карусель”, “Тройка”, “Извозчик”, “Хоровод”, “Деревня”, “Водопой”. Френц как никто другой преуспел в изображении лошадей, и немало картин “малого жанра” посвящено этим прекрасным животным. Безусловно, сказалась учеба у отца, знаменитого художника-анималиста, а также опыт фронтовых зарисовок.

Известно совсем немного произведений Френца прикладного характера. Специфика Декоративного института была такова, что на выставках работы художников фигурировали анонимно, и только по архивным спискам удавалось установить авторство того или иного экспоната. Так был атрибутирован ряд произведений из собрания Русского музея, например, установлено авторство Френца в создании подносов и плаката “Клятва”.

В небольших картинах жанрового характера Френц проявился как художник большого темперамента, яркий и своеобразный стиль которого легко узнаваем. В работах сугубо бытового плана, используя и преломляя традиции народного творчества - лубок, вывеску, расписную игрушку, Френц создал мир радостный, праздничный. Художник оставался реалистом в изображении натуры, но наиважнейшими для него стали цвет и ритм форм. Работа над театральными декорациями, плакатами и подносами помогла сформироваться легкой, кажущейся непринужденной пластической манере, вобравшей в себя лаконизм и сюжетную ясность.

В начале 1920-х годов, в период НЭПа, Френца, как и многих его современников, интересовали приметы новой эпохи, колоритность городских типажей, характерный облик времени, в котором тесно переплелись черты деревни и города, детали старого и нового быта. Темы композиций художника будничны - жизнь улицы, повседневный деревенский труд, отдыхающая молодежь. По-настоящему героями его картин являются не люди, а сами город и деревня. В деревне это огороды, задворки домов, пасущиеся стада коров, щиплющие траву лошади, ярмарка. Город - это каналы, рынки, ломовые дворы. И персонажи картин - это скорее типажи: вчерашние пастухи, в городе ставшие лихачами и извозчиками (“Битюг”, “Лихач”, “Извозчичий двор”).

В работах 1923 и особенно 1924 года - “Невский ночью. Извозчик”, “Сельсовет”, “Улица Красных Зорь”, “Розовый снег (Начало НЭПа)” - появляется стремительность, движение, композиции становятся острее, динамичнее. Френц - настоящий мастер выразительной детали. Практически в каждой картине есть находящийся на периферии изображения фрагмент, останавливающий взгляд зрителя и вызывающий чаще всего улыбку (“Сельсовет”, “Улица Красных Зорь”, “Хоровод”). В подобных композициях много жизненной правды, тонких наблюдений и пластической убедительности.

Предлагаемая выставка отражает только ранний период творчества художника. Тем не менее, то, что Френц создал в 1920-е годы, осталось яркой, неповторимой страницей в его биографии, донесло до нашего времени его оптимизм и ясное мироощущение, непосредственность восприятия жизни. И сегодня его картины, рисунки и подносы радуют глаз и поднимают настроение.

Информационный спонсор Русского музея – Портал “Музеи России”.
Генеральный информационный партнер Русского музея – радиостанция “Эхо Москвы в Петербурге”.
Пресс-служба ГРМ
e-mail: press@rusmuseum.ru

22 августа 2006г.

Средняя оценка: без оценки (голосов: 0)

Комментарии


Для того, чтобы обсуждать и оценивать материалы, необходимо авторизоваться.
Шалаев Алексей
Милый букетик
Шалаев Алексей. Милый букетик
35000 р.
Гунин Александр
Девочка с котом
Гунин Александр. Девочка с котом
20000 р.
Парошин Владимир
В Колпачном переулке
Парошин Владимир. В Колпачном переулке
50000 р.
Краснова Нина
Пионовый рассвет
Краснова Нина. Пионовый рассвет
20930 р.
29900 р.
-30%
Чистяков Юрий
Вербное воскресенье
Чистяков Юрий. Вербное воскресенье
197200 р.
Малых Евгений
Букет сирени
Малых Евгений. Букет сирени
35000 р.
50000 р.
-30%

Новости культуры Практические советы Наши выставки Рейтинг художественных сайтов Политика защиты и обработки персональных данныхО нас, контакты info@artnow.ru

© ArtNow.ru 2003–2024 | Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с согласия их авторов с обязательной ссылкой на ArtNow.ru

Работа добавлена в корзину