Ваша корзинаИзбранное Личный кабинет

Картины Николая Ионина. Выставка живописи и графики из собрания ГРМ и семьи художника

21 февраля в Строгановском дворце Государственного Русского музея открылась выставка произведений ленинградского художника Николая Ионина. Экспозиция включает более 100 произведений живописи и графики из собрания ГРМ и семьи художника.

Николай Александрович Ионин (18(30) ноября 1890, дер. Наволока Новгородской обл. - 15 ноября 1948, Ленинград).

Душевная стойкость, верность правде жизни, одухотворенность, умение видеть большое в малом – основные черты творчества Николая Александровича Ионина.

Уроженец Новгородской губернии, Ионин в 1908 году приезжает в Петербург. Учится в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем начинает занятия в Академии художеств, прервавшиеся на время его службы в армии (вначале Российской, затем Красной). Демобилизовавшись, он возобновляет учебу в реорганизованной во Вхутемас Академии художеств в мастерской великого русского художника К.С. Петрова-Водкина. Закончив ее в 1922 году, Ионин уверенно входит в современное ему искусство Петрограда-Ленинграда. Ученик Д.Н. Кардовского и К.С. Петрова-Водкина, он с первых шагов заявляет о себе мастерскими, насыщенными активным восприятием действительности, живописными полотнами и графическими листами. В 1920-е годы он создает произведения, которые и сегодня являются наиболее значительными в его наследии. Пластически монументальные, образно значимые, наполненные символикой современности “Женщина в красном”, “Портрет Е.Н.Иониной (жены художника, сестры А.Н.Самохвалова)”, “Женщина в платочке” стали выражением духа эпохи, стиля нового искусства. Очевидное влияние Петрова-Водкина, соединено в них с программными авторскими отсылками к наиболее важным для художника явлениям мирового искусства: пластике Древнего Египта, русской иконе и супрематизму.

Н.А.Ионин входит в художественные объединения “Община художников”, “Общество живописцев”, обнаруживает несомненную близость к “Кругу художников”, с его концепцией “живописного реализма”.

Наделенный большим колористическим дарованием, он разрабатывает символику и эмоциональный строй красного цвета, несомненно, доминантного во всем его творчестве. Именно темпераментное цветовое решение является главной составляющей его “индустриальных” произведений 1930-х годов: “На верфи”, серия “Севкабель”, созданная на тему колхозного труда “Свинарка с поросятами”. Он пишет в эти годы и ряд заказных картин историко-революционной тематики, от которых справедливо осталась сегодня “Золотая лестница” (Этюд к картине “Выступление М.И. Калинина перед рабочими”) - маленький живописный шедевр. Видимо, уже в это время к художнику приходит неприятие к подобной – заказной – работе. Всегда избегающий публичности, не гонящийся за сиюминутной славой, Ионин погружается в мир родной природы, пишет натюрморты, портреты крестьян и своих близких. Звучание этих произведений становится все более камерным, замкнутым, внутренне-напряженным.

Война застает художника в Ленинграде. После страшной блокадной зимы, весной 1942 года Н. А. Ионин с семьей был эвакуирован в Киргизию. Там, в поселке на окраине Фрунзе, начался новый период творческой деятельности художника. Новый, полный солнца, ярких красок, зелени, цветения мир резко контрастировал с убогой, полуголодной жизнью, с личными трагедиями (в войну Ионин потерял своего старшего сына). Его произведения этих лет, живописные и графические, становятся настоящим документом эпохи, наполняются потрясающей – почти исповедальной – искренностью. Это, по сути, дневник художника, в котором фиксируется и быт семьи, и красочные национальные костюмы киргизов, и работы на опытном поле, в которых принимал участие и сам автор.

Опыты пленэризма и пространственных построений киргизских пейзажей сказались в живописи Н.А. Ионина послевоенного периода. Он возвращается к довоенной серии “Ленинград и его пригороды”, дополняя ее произведениями, в которых появляется новый – более монументальный формат, цвет приобретает более плотное, локальное качество. Одной из лучших работ этого времени является серия пейзажей “Климовщина” (по названию деревни в Новгородской области). Сдержанные, подчеркнуто этюдные, они насыщены особым лиризмом, пониманием истинной – не внешней - ценности жизни.

Когда сейчас сопоставляешь ранние и поздние периоды творчества Н.А.Ионина, нельзя не признать, что начало его искусства было более мощным, что данные ему масштабы дарования полностью не были осуществлены. Кто в этом виноват: художник ли, эпоха, в которую ему пришлось жить? Ответа на это нет. Созданная Николаем Иониным в последние годы жизни серия автопортретов свидетельствует о том, что сам автор понимал это трагическое несоответствие. Подчеркнуто демократичные, абсолютно искренние, лишенные какой-либо презентабельности, они поражают, прежде всего, духовной силой, мужественным осознанием своего высокого предназначения художника, отстоявшего в нелегкой битве свой спор со временем.

22 февраля 2007г.

Средняя оценка: без оценки (голосов: 0)

Комментарии


Для того, чтобы обсуждать и оценивать материалы, необходимо авторизоваться.
Ушанова Елена
Девушка в изумрудной комнате
Ушанова Елена. Девушка в изумрудной комнате
12000 р.
Рубинский Игорь
Яблони цветут
Рубинский Игорь. Яблони цветут
450000 р.
Кузнецов Дмитрий
1918
Кузнецов Дмитрий. 1918
15000 р.
Щупак Виктор
На Краю Времени
Щупак Виктор. На Краю Времени
425000 р.
Кирюшкина Наталья
Москва-река
Кирюшкина Наталья. Москва-река
22000 р.
Кремер Марк
Золотая осень на озере
Кремер Марк. Золотая осень на озере
80000 р.
160000 р.
-50%

Новости культуры Практические советы Наши выставки Рейтинг художественных сайтов Политика защиты и обработки персональных данныхО нас, контакты info@artnow.ru

© ArtNow.ru 2003–2024 | Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с согласия их авторов с обязательной ссылкой на ArtNow.ru

Работа добавлена в корзину