В живописи Караваджо нашли фотографическую технику
Микеланджело Меризи да Караваджо, итальянский художник позднего Ренессанса, использовал в работе прототипы фотографической техники: камеру-обскуру и светочувствительные вещества. К такому выводу пришла итальянская исследовательница Роберта Лапуччи (Roberta Lapucci), рассказавшая о своей гипотезе AFP.
Лапуччи утверждает, что Караваджо первым из художников применил камеру-обскуру для живописи, хотя несколькими десятилетиями ранее этот прибор подробно описал Леонардо да Винчи. По мнению исследовательницы, Караваджо работал с моделями в специально оборудованной "темной комнате", в которую свет проникал через потолок. Он проецировал изображение через линзу и зеркало на холст и делал черновой рисунок при помощи свинцовых белил, смешанных с фосфоресцирующим порошком. Таким образом, он фиксировал полученное изображение и далее работал уже с готовым эскизом.
В качестве доказательств Роберта Лапуччи приводит ряд соображений. Например, Караваджо не делал предварительных рисунков и, возможно, именно потому, что пользовался эскизами, подготовленными в камере-обскуре. Кроме того, у художника было "ненормально большое" количество моделей-левшей, что может объясняться той же камерой-обскурой, в которой проецируется зеркальное изображение. В поздних картинах число левшей сокращается, что Лапуччи объясняет техническим прогрессом.
В числе друзей Караваджо были естествоиспытатели, которые могли снабдить его нужными сведениями об устройстве камеры-обскуры. Например, никто иной как оптик Джованни Батиста делла Порта помог славившемуся буйным нравом художнику, убившему в 1606 году в драке знакомого юношу, бежать из Рима на Мальту. Лапуччи заодно разъясняет и происхождение вспышек ярости у Караваджо: возможно, он стал жертвой токсичных химических соединений, содержавших ртуть.
Мнение Роберты Лапуччи разделяет известный британский художник Дэвид Хокни, еще в 2001 году написавший в своей книге "Secret Knowledge" ("Тайное знание"), что камерой-обскурой пользовался не только Караваджо, но и Антонис Ван Дейк, и Жан Огюст Доминик Энгр.
Лапуччи настаивает на том, что ее гипотеза нисколько не умаляет гения Караваджо, а, напротив, только возвышает его.
// Lenta.Ru
// На фото: Микеланджело Караваджо "Ужин в Эммаусе" (собрание Пинакотеки Брера). Репродукция с сайта abcgallery.com
Комментарии
Кстати. если никогда не делали свою попытку камеры обскуры-попробуйте-будете удивлены!
Для этого надо много чёрной бумаги и скотча.Заплепить окно, а противоположной стене повесить белый экран.
сделайте маленькую дырочку(я щас не помню как вычислить)начните с Д-1см_если комната маленькая
Можно найти как делать...Детям очень нравится!
ХА! Удивила, Р. Лапуччи!!!
У него тут не только фото, но и явный фотошоп!
Многие мастера прошлого старались облегчить себе подготовительные процессы. Г ольбейн, например, фиксировал иглами модель на короткое время, ставил перед моделью сетку и по клеткам рисовал, а потом неоднократно обрабаттывал рисунок через просвечиванме .Я, думаю, был бы в то время фотоаппарат и фотошоп, многие бы мастера ими пользовались.Уж Леонардо-то точно.
да уж....
Интересно.
...смешанных с фосфоресцирующим порошком... ???
Это полная чушь...
Я даже читал, что ентот порошек он делал из светлячков..... Да, да - хто ж мог подумать то...и хде он их стока набрал? По ночам с сачком шастал, под кустами... Во до чего живопИсь доводить людёв! А жана евона, че так и смотрела на сие ночное увлечение ... аль убегла от него? Хто знает?
[комментарий удален]
Кажись ерунда... Почитать про жизнь Караваджо - одни бега, тюрьмы, да преследования. А работа урывками, но гениальная...
Сейчас просто многие искусствоведы пытаются неумение современных художников так маскировать - дескать в чем же они велики-то эти старые мастера? все это через камеру-обскуру делалось, да на светочувствительный слой...
Так же и про другого Микеланджело говорят (а вернее первого), что он скульптуры делал с моделей погружаемых в воду и по точкам объемы снимал... На самом деле он всё в 3D-MAX всё тайно верстал.
А для Сикстинской капеллы ему Папа Римский целую армию голых натурщиков и натурщиц поставлял. Он их фотографировал и через проектор на стену переносил
Совершенно согласен с Наумом и Евгением. Буду внимательней относиться к деятельности Папы Р.....
Лет через 10 скажут, что у Леонардо был компьютер от инопланетян, пусть попробуют через камеру обскуру перевести интерьерные композиции со слабым освещением от свечи и тщательно прорисовать в тенях, как Караваджо... Рисовать умели те ребята!
бездарь и с фотоаппаратом и с камерой обскурой ничего бы не смог сделать - я наблюдаю это по своим студентам. Те, кто халтурит и переводит городской пейзаж ( у нас в Академии есть такое задание по рисунку для экономии денег на натуру) с увеличенной фотографии - делают это также в меру своего таланта. Замечал, что этим способом пользовались разные студенты - и результат в соответствии с их способностями.
Эксперименты с камерой обскура любили ставить художники того времени - это не фотоаппарат и не фотошоп, - но предтеча многочисленных художественных изысканий с оптикой...
Золотые слова Denis Chernov & INSIGHT. Бездарность камер-обскурой не вылечить