Ваша корзинаИзбранное Личный кабинет

Художник Райбац Николай Леопольдович

Райбац Николай Леопольдович
Веб-адрес: Raybats.artnow.ru
На сайте с 12 октября 2017
Рейтинг ArtNow:
     - живопись: 537 баллов
     - графика: 368 баллов

Живопись (22 картины)

Ущелье Тю-Тю-Су. Вершины Джайлык и Тю-Тю-Баши
Ущелье Тю-Тю-Су. Вершины Джайлык и Тю-Тю-Баши
Вид с Эльбруса
Вид с Эльбруса
Над Баксаном
Над Баксаном
Ущелье Адыр-Су
Ущелье Адыр-Су


Графика (3 картины)

Сидящая
Сидящая
Кузнецов В
Кузнецов В
Раздумья
Раздумья


Творческая биография художника


Райбац Николай Леопольдович
Живописец, г. Краснодар

Родился 24.11.1953 г. в г. Тырныауз Кабардино-Балкарской Республики.
В 1979 г. окончил Краснодарское художественное училище. После окончания училища живет и работает в Краснодаре.
Член ВТОО «Союз художников России» с 1993 г.
Награжден дипломом III степени и Третьей премией на VI краевой выставке-конкурсе художников Кубани («Биеннале-2003», г. Краснодар) в номинации «Живопись».
Участник выставок (с 1980 г.): республиканских, зональных, краевых, городских, персональная выставка (2017 г.).
Работы находятся в фондах Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко, Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств, в частных коллекциях в России и за рубежом.

Николай Райбац принадлежит к поколению художников, чья творческая жизнь сложилась в начале 1980-х гг. Он родился 24 ноября 1953 г. в г. Тырныауз Кабардино-Балкарской АССР в семье шахтеров. С детства две страсти владели им: любовь к гор-ным вершинам и искусству. Первая привела Николая в альпинизм, и в 17 лет он вошел в сборную ЦС ДСО «Спартак» по скалолаза-нию. В соревнованиях занимал призовые места, стал кандидатом в мастера спорта и мог бы посвятить этому всю свою жизнь, однако любовь к искусству победила. В детстве Николай много читал, был записан во все четыре библиотеки города. Но когда в его дет-ской библиотеке появилась книга Бориса Иогансона «Школа изоб-разительного искусства», она стала его главным учебником. По-везло и с учителями. Выпускники Краснодарского художественно-го училища, преподаватели изостудии Николай Иванович Ефи-менко и Виктор Павлович Бей стали первыми наставниками буду-щего художника. Именно благодаря им Н. Райбац с детства оку-нулся в кипучую художественную жизнь. Живописные места Тырныауза привлекали художников со всей страны, они приезжа-ли на пленэр, чтобы писать пейзажи в Баксанском ущелье – одном из самых живописных мест Центрального Кавказа, которое ведет к подножию Эльбруса. Художники собирались дома у Николая Ефименко. Среди гостей были кабардино-балкарский художник Масхуд Касимович Каранашев, русский живописец Виктор Ефи-мович Попков и др. Николай был свидетелем их яростных споров об искусстве, о политике, о России. Эти люди стали для мальчика примером отношения к своему делу, от них он наследовал убеж-денность в том, что нужно быть самим собой и всегда отстаивать свою позицию.
Сразу после армии, в 1975 г. Николай поступает в Краснодар-ское художественное училище. Здесь он формируется как худож-ник в значительной степени под влиянием Александра Михайло-вича Тавлеева, Давида Павловича Сулутоглияна и Ольги Алексан-дровны Сальковой. После окончания училища возвращается в родной город. В 1980 г. состоялась его первая выставка. В 1985 г. Н. Райбац окончательно переезжает в Краснодар.
В Краснодаре Николай Райбац начал свой творческий путь в эпоху перемен, когда художники стали искать себя, свои образы и темы. Среди мирового художественного наследия начинающему живописцу оказалась близка классическая школа, и он, в отличие от многих в то время, не стал ломать себя, подстраиваясь под чуж-дые для него направления в искусстве. Он также не принимал уча-стия в пиар-акциях, призванных обеспечивать художникам извест-ность. Исключением стали многолетние выставки группы «Север-ная, 510», в которую входили в основном сторонники реалистиче-ского направления.
1990-е гг. были временем обретения уверенности в себе. Ху-дожник обратился к академическим истокам европейской живопи-си Нового времени, когда возникла станковая картина на холсте. Ее эволюция в ХХ в. привела к авангарду-модернизму, и традиции стали забываться. Еще в 1970-е гг. некоторые российские худож-ники проявили интерес к творчеству старых мастеров. Райбацу оказались близки традиции раннего классицизма, когда уже сфор-мировались стилистические принципы и философские идеи. В пей-зажах, натюрмортах, парадных и камерных портретах Н. Райбаца почти всегда присутствует тяготение к картинности, монументаль-ности, эпичности.
Николай Райбац – «гений места». Несмотря на многолетнюю жизнь в Краснодаре, главная тема его пейзажей – Баксанское уще-лье. В них господствует строгая архитектоника, соблюдается че-редование планов в глубину, выделен центр, построены боковые кулисы. При этом художнику удается передать ощущение свободы и естественности изображения. К примеру, работа «Эль-Джурту», написанная в 2004 г., – яркий пример репрезентативного пейзажа-картины, в котором автор живописно-компози¬ционными сред-ствами добивается единства впечатления и монументальности. Живопись здесь, конечно, не совсем классическая. В ней чувству-ется влияние пленэра, воздуха, света. Но композиция вполне соот-ветствует духу классицизма. Передний план – это подножие гор, на заднем плане в центре – маленькое селение, заслонённое с двух сторон горами. Взгляд художника скользит вглубь, куда течет горная речушка, и останавливается перед величественной горной грядой. Не слишком глубокое пространство замыкается, как в те-атральной постановке, главным «персонажем» – огромными гора-ми, придающими всей композиции ощущение величия. Подобного рода композиция позволяет соизмерить человеческую жизнь с вечным покоем Кавказа. Художник не столько любуется, сколько созерцает и размышляет. Ему в итоге удается создать героический, монументальный образ Кавказских гор. Это не малая родина, это Родина большая, могущественная, а не только любимая. За Роди-ной угадывается и прародина – гора Олимп – излюбленная алле-гория мастеров классицизма.
Если бы художник писал тематические сцены, то непременно, как в классической трагедии или комедии, с единством времени, действия и места. Но элементы жанра присутствуют в парадных портретах новых русских, их жен и детей. Парадный портрет у Райбаца воскрешает этот жанр в традиционном его понимании, со всей его театральностью и представительностью. Современные по-зирующие дамы, украшенные бриллиантами и облаченные в меха, во всем блеске их портретной репрезентативности похожи часто на актрис, играющих в пьесах о великосветской жизни.
Н. Райбац также мастер психологических портретов («Портрет отца») и автопортретов («Автопортрет»), в которых преобладают уже не игровые, а драматические черты. Характеристика образов строится по принципу синтеза парадности и камерности. Если па-радные портреты новых русских – это театральные маски, то в психологических портретах близких людей индивидуальные чер-ты сочетаются с социальными качествами персонажей.
Какой бы сюжет не использовал художник, он часто говорит о вечности. Его картина мира в этом смысле ближе иконе, чем всем «измам» ХХ в. Что бы ни случилось в истории, всегда будут воз-вышаться Кавказские горы, сияя своей красотой, никогда не вы-сохнут цветы и не испортятся фрукты на натюрмортах, а женщины на портретах и на многочисленных полотнах в стиле ню, как ан-тичная Венера, никогда не состарятся. Это и есть главная концеп-ция современного регионального искусства России, и в этом смыс-ле Николай Райбац – один из ярких его представителей.

Член АИС Татьяна Соколинская
Грибанов Игорь
Осень в горах
Грибанов Игорь. Осень в горах
20000 р.
Александров Владимир
Осенний день
Александров Владимир. Осенний день
90000 р.
Шпак Вячеслав
Утро
Шпак Вячеслав. Утро
14000 р.
Смирнов Сергей
Карелия. Водопад Кивач
Смирнов Сергей. Карелия. Водопад Кивач
38500 р.
Мовсисян Тигран
На пригорке перед закатом
Мовсисян Тигран. На пригорке перед закатом
3400 р.
Чарина Анна
Морозник и орнитогалум
Чарина Анна. Морозник и орнитогалум
50000 р.

Новости культуры Практические советы Наши выставки Рейтинг художественных сайтов Политика защиты и обработки персональных данныхО нас, контакты info@artnow.ru

© ArtNow.ru 2003–2024 | Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с согласия их авторов с обязательной ссылкой на ArtNow.ru

Работа добавлена в корзину