Ваша корзинаИзбранное Личный кабинет

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Картина. Абдуллин Роман. «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Холст/Темпера 250см x 1500см 2018 г.
Картины нет в наличии
0
Письмо представителю художника
Жанр: Монументальная композиция
Стиль: Реализм
Опубликовано: 3 сентября 2018 г.
Другие работы автора:
Роман Фаристович Абдуллин родился 25 октября 1991 года в городе Екатеринбурге. Творческий путь художника начался в 2007 году, когда он поступил на отделение графического дизайна Екатеринбургского художественного училища им. И.Д. Шадра. В 2011 году защитил дипломную работу, состоящую из пяти планшетов «Каталог, посвященный памяти А.Г. Секачёва», которая была отмечена похвалой Государственной аттестационной комиссии. В период с 2011 по 2017 годы обучался на факультете живописи в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в мастерской монументальной живописи Народного художника РФ профессора А.К. Быстрова – автора мозаик для ряда станций петербургского метрополитена. С 2013 года Р.Ф. Абдуллин – участник многочисленных студенческих выставок в Академии Художеств и выставок в Союзе художников.
В 2017 году защитил дипломную работу, состоящую из двух монументальных композиций «Победа. 1945» и «Блокада Ленинграда». Также было представлено две мозаичных плиты «Маршал Советского Союза Г.К. Жуков» (мозаичный фрагмент был выполнен при финансовой поддержке Советника Премьер-министра Монголии) и мозаичная плита «Победа!», которые были отмечены похвалой Государственной аттестационной комиссии.
Творческая деятельность Р.Ф.Абдуллина отмечена заслуженными наградами. Он – лауреат выставки «Молодость Петербурга. Начало» (весна 2014) в Выставочном зале Союза художников Санкт-Петербурга (награжден дипломом за картину «Листопад»). Награжден Дипломом I степени «ХI Международного Кирилло-Мефодиевского творческого конкурса, посвященного Дню славянской письменности и культуры» (2016) и Дипломом I степени за графическую работу «Красуйся, Град Петров и стой неколебимо как Россия…». В 2017 г. состоялась выставка одной картины «Победа. 1945» в Екатеринбургском областном краеведческом музее. В 2018 г. – выставка одной картины «Блокада Ленинграда» в Санкт-Петербургском Государственном Мемориальном Музее Обороны и Блокады Ленинграда. Диплом I степени за монументальную композицию «Победа. 1945» в Международном конкурсе «Символ мира в XXI веке», номинация «Сюжетные композиции» (2018, г. Томск). Лауреат 12 выставки «Молодость Петербурга» в Выставочном зале Союза Художников Санкт-Петербурга (2018). Награжден дипломом за монументальную композицию «Сталинград. 2 февраля 1943 г.». Участник выставки «День Победы» в залах Союза художников СПб (2018). Также в 2018 г. монументальная композиция «Победа. 1945» стала частью постоянной экспозиции Санкт-Петербургского Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Решением Президиума Комитета памяти Маршала Советского Союза Г.К. Жукова от 15 февраля 2018 г. Р.Ф.Абдуллин награжден медалью «100 лет РККА» (Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Т. Язов, г. Москва).
В 2018 г. состоялась передача в дар Свердловскому областному краеведческому музею им. О.Е. Клера картины «Листопад» г. Екатеринбург. С 2018 г. Р.Ф.Абдуллин – член правления Фонда Г.К. Жукова (г. Екатеринбург).
Проект Р.Ф. Абдуллина (триптих, посвященный ключевым событиям Великой Отечественной войны) представляется особенно значимым с точки зрения воплощения самого понятия исторической памяти в творчестве молодых петербургских художников. Прошлое нашей страны, сколь бы сложным и неоднозначным оно ни было, является достоянием народа, а его сохранение в памяти людей – важнейшая задача художника, продолжающего в своем творчестве традиции воплощения военной темы, связанные с именами крупнейших мастеров ленинградской живописи Евсея Моисеенко, Андрея Мыльникова, Бориса Лавренко, Юрия Непринцева, Иосифа Серебряного, Бориса Угарова. В монументально-декоративных панно Р.Ф. Абдуллина сконцентрированы размышления и поиски молодого художника, проходящие непрерывной нитью через все его работы. Роман Абдуллин вырос в семье, в которой есть непосредственные участники событий, сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной или трудившиеся в тылу. «Я пропитан семейными историями моего деда о том нелегком времени. Это важно, поскольку со временем ценности утрачиваются. Народ, забывший своё прошлое, не имеет будущего», – отмечает художник.
В своем триптихе, который выставлялся в Мемориальном музее обороны и Блокады Ленинграда и Союзе художников СПб, молодой автор не показывает события в хронологической последовательности, но предлагает символическое прочтение каждого из трех масштабных этапов военной эпопеи. Левая часть триптиха «Блокада Ленинграда» (2017) и «Сталинград» (2018) обрамляют центральную часть монументального ансамбля (2017), посвященную победному завершению войны в Берлине на ступенях Рейхстага.
В левой части триптиха основой образного решения выступает принцип монтажного сопоставления узнаваемых примет города-фронта. Само решение композиции здесь построено по принципу трехчастной картины (по сути, такого же триптиха), что позволяет создать емкую метафору трагедии первой блокадной зимы и героизма подвига жителей осажденного Ленинграда. Центральная часть отведена изображению солдат, выступающих на защиту города во главе с маршалом Л.А. Говоровым. Бойцы проходят через Нарвские триумфальные ворота, возведенные в память о героях Отечественной войны 1812 года. Тем самым две героические страницы истории России, разделенные целым столетием, вновь соединяются под сводами триумфальной арки. Суровой атмосфере войны и блокады вторит пейзаж, который складывается из основных архитектурных доминант Ленинграда - Адмиралтейства и Исаакиевского собора. Как отмечает хранитель фонда изобразительного искусства Государственного Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда искусствовед Елена Анатольевна Харлашова, «лаконичное и чёткое пространственное и живописное решение этой монументальной композиции, предполагаемой для воплощения в мозаике, отражает стилистику и традиции мастерской монументальной живописи профессора А.К. Быстрова, наставника и руководителя диплома Романа Абдуллина. В центре изображен узнаваемый символ победы русской армии в Войне с Наполеоном - Нарвские ворота, через которые проходит монолитная группа солдат с почти лишенными индивидуальных примет, среди которых узнаваем лишь облик маршала Говорова. Они идут сражаться за блокадный город, город женщин и детей. Вспоминаются строки Анны Ахматовой об идущей в бой пехоте: Сзади Нарвские были ворота, впереди была только смерть…» Справа и слева на фоне архитектурных доминант города (башни Адмиралтейства и купол Исаакиевского собора) запечатлены группы женщин с детьми. Они олицетворяют сдержанную скорбь и одновременно стойкость рядовых жителей города-фронта. Драматизм и динамику в композицию привносят преломленные лучи прожекторов и чёрные силуэты немецких самолётов. Основой цветового решения выступают тёмный зелёный и красный, цвета скорби и сопротивления олицетворяют две темы - тему блокады и тему обороны, которым и посвящён музей Обороны и блокады Ленинграда.
Следующая часть триптиха – картина «Сталинград. 2 февраля 1943». Основой сюжета картины стало одно из крупнейших сражений Великой Отечественной и всей Второй мировой войн, положившее начало коренному перелому в ходе войны. Это тоже не менее значимая Победа. Слова: «За нашу советскую Родину СССР» раскрывают силу человеческого духа, мужество и силу воли солдат. Именно тогда был взят в плен фельдмаршал немецкой армии Фридрих Паулюс. Знамением этого в картине служат пленные немцы, скинутое немецкое оружие: ружья, автоматы, пулеметы, каски, котелки, а за ними – разбитый немецкий самолёт и знаменитый фонтан с детьми, украшающий площадь перед Сталинградским вокзалом. Среди солдат, запечатленных на картине молодого автора – маршал В.И. Чуйков, генерал А.И. Родимцев, снайпер 62-й армии Сталинградского фронта, Герой Советского Союза В.Г. Зайцев, командир группы бойцов сержант Я.Ф. Павлов, в честь которого был назван дом Павлова. Впоследствии на доме-крепости, ставшем символом города Волгограда, появилась надпись «Отстоим тебя родной Сталинград! 1942».
Центральная часть триптиха «Победа. 1945» знаковое событие в истории нашей страны и всего мира в двадцатом столетии, до сих пор определяющее судьбу человечества. Центр композиции – это своеобразная «Чаша Грааля», обозначающая в переносном смысле веру в достижение заветной цели, часто столь недостижимой. Во главе маршал Советского союза Г.К. Жуков, за ним держат знамя Герои Советского союза М.А.Егоров и М.В. Кантария, водрузившие Знамя Победы на крыше поверженного здания Рейхстага. На Красном знамени словно запечатлелась вся история страны – и кровь, и горе, и слёзы. Каждый элемент картины наполнен определенным смыслом, связующим минувшее, настоящее и будущее. В правой части группа солдат на фоне зенитной установки является связующим звеном между тем, что предшествовало победному маю сорок пятого, и тем, что ожидает бойцов впереди.
Доминантой образного решения здесь, равно как и во всем триптихе, выступает тема Победы. Мотив воинской славы, воплощенной в изображении Нарвских ворот в левой части триптиха («Блокада») и группы бойцов-победителей в правой его части («Сталинград»), неразрывно связан с историей нашего Отечества. Не случайно прославление победителей является кульминацией всей трехчастной композиции, продолжающей и развивающей в современном ключе традиции монументального искусства города на Неве. Острота и драматизм композиционного решения, поддержанного напряженным контрастным колоритом, сообщает триптиху не только внешний масштаб, но и масштаб замысла, образной задачи, нацеленной на выявление идеи подвига, его истоков и его значения для нашей страны и народов, которым советский воин-освободитель принес долгожданный мир.


Особую значимость триптих Р.Ф.Абдуллина может представлять также в свете истории взаимодействия России и Монголии, к которому мы обращались выше в связи с работой молодого автора над мозаичным фрагментом «Маршал Советского Союза Г.К. Жуков», представленный на защите дипломной работы в Академии художеств. Актуальность представленного триптиха в свете российско-монгольских исторических и культурных связей может быть обусловлена также следующим обстоятельством. Разгром японских захватчиков, посягавших на территорию Монгольской Народной республики, на берегах реки Халхин-гол в 1939 году, стал прологом других крупных побед Красной Армии. Известно, что значительные успехи Красной Армии показали ее боеспособность в канун Второй мировой войны и во многом стали одной из причин невступления в войну Японии после июня 1941 года. Это, в свою очередь, позволило перенаправить части Красной Армии, находившиеся в Сибири и на Дальнем Востоке, на Запад, что в значительной мере предопределило победу в битве за Москву в декабре 1941-го и весь дальнейший ход Великой Отечественной. Не случайно и завершающим этапом Второй мировой войны стали сражения на Дальнем Востоке, позволившие разгромить Квантунскую армию и сохранить независимость Монгольского государства. Как представляется, опыт плодотворной работы Р.Ф.Абдуллина в столь важной и ответственной теме Великой Отечественной войны может получить продолжение в новых станковых и монументальных композициях, посвященных, в том числе, малоизвестным страницам героической истории Красной Армии в канун начала Второй Мировой войны. И здесь тема сражений на берегах Халхин-гола и озера Хасан, еще не получившая достойного отражения в отечественном искусстве, также может найти отражение в творчестве молодого петербургского автора.

Активное участие в жизни, поддержке и продвижении молодых художников способствует развитию культурных, научных, образовательных и социальных отношений между народами. Поэтому, особой благодарности заслуживает вклад в развитие сотрудничества и укрепление дружбы между Россией и Монголией.


Руслан Бахтияров

Кандидат искусствоведения,

Член Союза художников России,

Научный сотрудник Государственного Русского музея.
Средняя оценка: замечательно (голосов: 5)
Валдем Райан
Крутой Микки
Валдем Райан. Крутой Микки
50000 р.
Серебренникова Лариса
Коломенское летом
Серебренникова Лариса. Коломенское летом
18000 р.
Борцов Сергей
Про Храм или В потоках (смеркалось 3)
Борцов Сергей. Про Храм или В потоках (смеркалось 3)
29000 р.
Самохвалов Александр
Уральский Марс
Самохвалов Александр. Уральский Марс
100000 р.
Мухин Борис
Осеннее очарование
Мухин Борис. Осеннее очарование
2500000 р.
Михальская Екатерина
Фиалки
Михальская Екатерина. Фиалки
50000 р.

Новости культуры Практические советы Наши выставки Рейтинг художественных сайтов Политика защиты и обработки персональных данныхО нас, контакты info@artnow.ru

© ArtNow.ru 2003–2024 | Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с согласия их авторов с обязательной ссылкой на ArtNow.ru

Работа добавлена в корзину