Ваша корзинаИзбранное Личный кабинет

Художник Стукошин Федор Михайлович

Стукошин Федор Михайлович
Веб-адрес: fs.artnow.ru
На сайте с 9 июня 2010
Рейтинг ArtNow: 513 баллов

Живопись (56 картин)

Бульденеж на черном столе
Бульденеж на черном столе
Ремонт путей
Ремонт путей
Повеяло весной
Повеяло весной
Первая зелень
Первая зелень


Творческая биография художника



      Федор Михайлович Стукошин (1914 – 1974 гг.) прожил свою недолгую, но творчески насыщенную и яркую жизнь в Кыргызстане (до 1990 г.- Киргизия, одна из 15 республик СССР). Ф.М. Стукошин – яркий представитель традиций русской реалистической школы, наделенный крупным живописным даром, а также замечательный педагог, воспитатель целой плеяды одаренных живописцев. Ф.М. Стукошин являлся членом Союза Художников СССР с 1949 года.
      Сын крестьянина, он вырос в Сибири. С самого детства, наперекор родительской воле, он стремился стать художником. Образование получил в Омском художественно-педагогическом техникуме им. М.А.Врубеля, который имеет свою краткую и интересную историю(просуществовал с 1930 по 1941 годы). В стенах Омского художественного техникума он приобщился к традициям реализма, восходящим к эстетической программе наиболее демократического крыла учрежденного в 1903 году выставочного объединения «Союз русских художников». Он возник по инициативе московских живописцев, прежде бывших участниками выставок «Мир искусства», но стремящихся к расширению содержательных и стилистических поисков «мирискусников». Участниками первых выставок «Союза» были М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов, В.А. Серов. Сюда же примкнули некоторые крупные мастера распавшегося «Мира искусства». Многие из основоположников «Союза» были одновременно и передвижниками, ратовавшими за воплощение в искусстве актуальной социальной проблематики. Творческое направление «Союза» определяли выходцы из Московского училища живописи, ваяния и зодчеств. Здесь формировался русский вариант живописного импрессионизма, в котором свежесть и непосредственность восприятия натуры сочеталась с поэтизацией русской природы. Творчества Поленова, Касаткина, Архипова, Грабаря, Коровина, Туржанского, Крымова, и целого ряда других мастеров, связанных с Московским училищем и «Союзом русских художников», во многом определили художественную ориентацию и идейно-эстетическую программу той школы, где прошел профессиональную закалку природный дар Ф.М.Стукошина.
      Ему изначально было присуще оптимистическое мироощущение, ставшее характерной особенностью его творчества. Писал он как-то по-особому непосредственно, восторженно и вместе с тем строго. Сильнейшей стороной художнической индивидуальности Стукошина как раз и видится его поразительная искренность, трогательный, почти детский восторг перед всем прекрасным в природе, искусстве, человеке. И это его качество со всей очевидностью живет в его полотнах и многочисленных, страстно написанных этюдах. Оттого его живопись – плотная, густо цветная – полна и земной терпкости, и неповторимого поэтического мироощущения.
      Но в индивидуальности Стукошина важно и другое. Его произведения несут яркую печать времени, идеи той социальной системы, в которую он был вписан и в которой искал позитивный смысл. Отсюда широкая демократическая тематика его произведений, панорама трудовых будней, интерес к близкой художнику теме Великой Отечественной войны (художник прошел всю войну).
      Федор Михайлович написал целый ряд жанровых картин, посвященных различным сторонам жизни республики 40-60 годов, а также портреты первых представителей молодого рабочего класса – шахтеров и металлургов. Эти полотна, обладая большой художественной убедительностью, живописными достоинствами, точно выражают социальную атмосферу 50-х годов, нарастающий пафос созидательного труда и технического прогресса.
      Художника волновала и сельская тема. Широко известна его картина «На току» 1949 (Кыргызский Государственный музей изобразительных искусств), где создан проникновенный, очень характерный художественный образ послевоенного трудового Кыргызстана, когда свободный мирный труд колхозников воспринимался как праздник. И если бы Стукошин ничего не создал кроме этого солнечного полотна, так точно отобразившего духовную атмосферу того времени, он и тогда остался бы в истории национального искусства. Другие картины художника - «Сказитель» 1948, «Ковровщицы» 1959, «Путейцы» 1951, «Свекловичницы» 1960, «Клятва панфиловцев» 1963, «Город строится» 1967, «Ветераны» 1969 (все эти работы в Кыргызском Государственном музее изобразительных искусств) – свидетельствуют о широком диапазоне творческих интересов художника.
      Живописный талант его развивался год от года, тогда как здоровье, сильно подорванное войной, уходило. Он не прожил и 60 лет. И чем слабее становился физически, тем яростнее становилась его кисть. Последние его работы, в основном пейзажи и натюрморты, которые писал так энергично, сочно, так молодо. Это был, несомненно, большой творческий подъем зрелого мастера, которому было что сказать в своей живописи и который торопился это сделать. Последние полтора десятилетия жизни Стукошина особенно плодотворны. Кисть художника никогда не была сонной, вялой. Но в последние годы жизни она обрела особую, яростную активность, которая мы так явственно чувствуем в пейзажах 60 – 70-х годов. Удивительно, как умел художник свои тончайшие переживания земного бытия передавать таким, сочным, на первый взгляд, грубоватым языком и, казалось бы, простыми традиционными приемами. Лучшие пейзажные работы художника дают ощутить неповторимую притягательность кыргызских степей, предгорий, величественных горных массивов. Особенно хороши осенние пейзажи – это целые симфонии цвета, а зимние пейзажи являются лучшими в кыркызской живописи.
      А как роскошны натюрморты, написанные свободно, сочно. Стоит вглядеться повнимательнее, и мы ощутим неповторимость живописного обаяния стукошинских полотен – какую-то особую вязкую влажность плотного, легко положенного цвета, свободу и энергию мазка, напор уникального колористического азарта.
      Творчество Ф.М.Стукошина завершилось не на постепенном угасании, как это часто случается на закате творческих судеб, а на высокой ноте и оставило глубокий и своеобразный след.
      Стукошиным Ф.М. оставлено обширное наследие во всех жанрах живописи, часть его находится в Кыргызском Национальном музее изобразительных искусств, в галереях и частных коллекциях Кыргызстана, России, Израиля, Японии, Германии, Англии и Америки.
Участие в выставках:

  • 1945 г. Фрунзе, Киргизская ССР: ВЫСТАВКА "САЛОН 1945 г." (ТРИНАДЦАТАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ)

  • 1946 г. Фрунзе, Киргизская ССР: ОТЧЕТНАЯ ВЫСТАВКА ЛЕТНИХ РАБОТ ХУДОЖНИКОВ КИРГИЗИИ

  • 1946 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ.

  • 1947 г. Фрунзе, Киргизская ССР: ПЯТНАДЦАТАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ВЫСТАВКА "XXX ЛЕТ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА"

  • 1948 г. Фрунзе, Киргизская ССР: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ 30-ЛЕТИЮ ВЛКСМ

  • 1949 г. Фрунзе, Киргизская ССР: 16-я РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА

  • 1949 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИИ ХУДОЖНИКОВ УЗБЕКСКОЙ, КАЗАХСКОЙ, КИРГИЗСКОЙ И ТУРКМЕНСКОЙ ССР

  • 1950 г. Фрунзе, Киргизская ССР: 16-я РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА

  • 1951 г. Фрунзе, Киргизская ССР: 17-я РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ КИРГИЗИИ, ПОСВЯЩЕННАЯ 25-ЛЕТИЮ КИРГИЗСКОЙ ССР

  • 1952 г. Фрунзе, Киргизская ССР: 19-я РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА

  • 1953 г. Ташкент, Узбекская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ

  • 1954 г. Фрунзе, Киргизская ССР: XX РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА

  • 1955 г. Таджикская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ УЗБЕКСКОЙ, КАЗАХСКОЙ, КИРГИЗСКОЙ И ТАДЖИКСКОЙ ССР

  • 1956 г. Киргизская ССР: 21-Я РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА 1956 ГОДА

  • 1957 г. Киргизская ССР: 22-Я РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ СОРОКАЛЕТИЮ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

  • 1958 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ИСКУССТВА КИРГИЗСКОЙ ССР

  • 1958 г. Фрунзе, Киргизская ССР: ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ 25-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ ТОКТОГУЛА

  • 1958 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "40 ЛЕТ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ"

  • 1960 - 1972 г. Фрунзе, Киргизская ССР: Отчетные, персональные выставки художника.

  • 1974 г. Фрунзе, Киргизская ССР: ПОСМЕРТНАЯ ВЫСТАВКА. КГМИ.

  • 1987 г. Фрунзе, Киргизская ССР: В ПАМЯТЬ О ХУДОЖНИКЕ. КГМИ.

  • 2004 г. Бишкек, Кыргызстан: ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА К 90-ЛЕТИЮ СТУКОШИНА Ф.М. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ ЧУЙКОВА.

  • 2006 г. Бишкек, Кыргызстан: ВЫСТАВКА “ЧУЙКОВ И ЕГО ЭПОХА”. КГМИ.

(КГМИ - Кыргызский Государственный Музей Изобразительных Искусств)

Тарасенко Валерий
Апостол Павел
Тарасенко Валерий. Апостол Павел
760000 р.
Комаров Николай
Мавританский газон
Комаров Николай. Мавританский газон
120000 р.
Парий Анна
Будда с павлином
Парий Анна. Будда с павлином
120000 р.
Бруно Тина
Взгляд
Бруно Тина. Взгляд
20000 р.
Муртазин Ильдус
Наступило лето
Муртазин Ильдус. Наступило лето
20000 р.
Шалаев Алексей
Когда наступит осень на Большой Никитской» Москва.
Шалаев Алексей. Когда наступит осень на Большой Никитской» Москва.
50000 р.

Новости культуры Практические советы Наши выставки Рейтинг художественных сайтов Политика защиты и обработки персональных данныхО нас, контакты info@artnow.ru

© ArtNow.ru 2003–2024 | Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с согласия их авторов с обязательной ссылкой на ArtNow.ru

Работа добавлена в корзину