Художник Михаил Арбитайло
Стало привычным, что художники чаще всего игнорируют подробности внешнего облика изображаемого. Организации предметных форм реального мира в авторской композиции не всегда предполагает конкретность изображения. Уделяя внимание главному – ритмической организации плоскости, Михаил Арбитайло обнаруживает другие эстетические предпочтения.
Как представитель московской школы живописи Арбитайло наследует традиции своих западноевропейских и российских предшественников. Но ценность его творчества в другом. Удивляет, как открыто эмоциональное восприятие художником красоты природы органично ложится на жёсткую аналитическую основу профессионального видения. Свежесть восприятия и работа над пластической организацией плоскости всегда были трудносочетаемы. При этом Михаил относится к внешним подробностям мотива как к особой ценности и сознательно уделяет им внимание. Работа над нюансами формы в контексте цельности и плотности колористического звучания картины добавляет содержания образу. Художник ещё в юности сделал столь трудный и редкий в наше время выбор: сохранить качества подлинной живописи, сопоставимые с уровнем лучших мастеров пейзажа прошлых веков, не отказываясь от непосредственно увиденных черт конкретного ландшафта. Последовательное служение сделанному выбору, строгий анализ и самокритичность помогли ему достичь мастерства и признания.
Уделяя внимание подробностям изображаемого мотива, Михаил Арбитайло прежде всего ритмически организует картинную плоскость, благодаря чему его произведения обретают особую основательность и силу воздействия классического реализма. Внешняя красивость не уводит от подлинной красоты. Плотность колорита и богатство живописной фактуры работ художника достойны мощи и величия природы. В полотнах Михаила Арбитайло звучит диалог автора с сущностью естественной гармонии. Из картины в картину продолжается сближение высочайшего разума природы и творческого интеллекта человека.
Елена Маликова