Ваша корзинаИзбранное Личный кабинет

Художник Магический реализм Алексея Аронова

К 50-летию художника

Картины Алексея Аронова эмоционально поражают своей загадочностью, недосказанностью и многозначностью. Трудно подобрать обобщающие слова о большом и разнообразном творческом пути этого талантливого и восприимчивого к общественным процессам художника нашего времени. Обладая изысканной и своеобразной манерой цветопередачи, особым отношением к пространству холста, разносторонним поиском жанровых воплощений, он создал свой авторский неповторимый язык общения со зрителем, в котором отразились современные философские понятия о личности и обществе.

Алексей Аронов родился в Москве в 1966 году в семье творческой интеллигенции. Фундаментальные знания об устройстве мира, философии, искусствоведении он получил на факультете истории МОПИ. Всю сознательную жизнь профессионально занимался конструированием интерьеров, дизайном, живописью. Создал уникальную мастерскую авторской мебели. Его творческая биография наполнена десятками реализованных проектов, он выполнял конструктивные художественно-декоративные заказы фирм и организаций, среди которых Росавиакосмос, РПЦ, Сбербанк РФ и многие другие. Однако, любовь к серьёзной станковой живописи возобладала и стала основным решающим фактором выплеска энергии.

В качестве своего основного инструмента художественного познания современности Алексей Аронов выбрал метод «Магического реализма», который оказался близок автору по стилистике визуального воплощения через цвет, форму и жанр.

Классики этого жанра, великие итальянские новаторы Джорджо Де Кирико, Карло Корро, Джордж Моранди, противопоставили бешенному напору футуризма начала ХХ века объективный жёсткий аналитический рисунок, особую манеру реалистической живописи, помещенную в холодную неподвижную атмосферу многозначности.

Магический реализм, названный так в 1925 году Францем Ро, был подхвачен критиком Массило Бонтемпелли, который охарактеризовал его как «искусство, отвергающее как реальность, так и фантазию ради фантазии и живущее магическим смыслом, скрытым в повседневной жизни людей и вещей». Творческое направление «магический реализм» просуществовал короткий период с 1917 по 1925 год.

По прошествии ста лет этот стиль оказался вновь востребованным и получил творческое развитие в работах Алексея Аронова. Художник исследует разнонаправленные тенденции мирового сообщества в современных противоречивых условиях нашего времени: с одной стороны громадные успехи ядерной физики, астронавтики и, в тоже время, непостижимый рост клерикализма в народной среде; впечатляющие достижения четвёртой технической революции по созданию искусственного интеллекта и неожиданный мировой кризис, повлекший возникновение гибридных и информационных войн.

Художник реагирует на всё происходящее эмоциональным творческим импульсом, стремится преодолеть беспокойство и внутреннюю психологическую напряжённость особыми средствами изобразительного искусства. Он помещает свои объекты в неподвижную атмосферу разреженной отстранённости и подвергает их исследованию в новой среде мистической многозначности и наполненности «другими смыслами».

На картинах Джорджо Де Кирико, величайшего классика магического реализма, городской пейзаж представлен нагромождением итальянских архитектурных артефактов в безжизненном и безвременном пространстве, в абсолютный и бесконечный смысл которого человек проникнуть не может.

Алексей Аронов, развивая современное понятие городского метафизического пейзажа, пишет хорошо знакомые и узнаваемые архитектурные ансамбли. Однако, помещая объекты в двойственную атмосферу реальности и нереальности, зачастую лишая их стаффажа, художник придаёт современному пейзажу застывшую, таинственную, музейную форму вечности. Городские пейзажи Алексея Аронова тяготеют к символистическому изображению архитектурных мотивов, демонстрируют пространство пустоты, вызывая странное ощущением ушедшего праздника и вычурную призрачность бытия.

Ночные безлюдные городские пространства, заполненные по правилам геометрии зданиями с подчёркнутыми контурами в неестественно ярких оранжево-красных тонах, создают собирательный образ города, живущего по своим непостижимым законам («Два часа до рассвета», «Москва-Таганская»). Только перед рассветом город психологически свободен и отдыхает, сохраняя математическую трезвость перед утренним наплывом хаоса толпы, движений и звуков («Ночной бульвар», «Ночной трамвай»). В своих произведениях художник трактует подход к городу, как единому живому организму, живущему за пределами пространства и времени и утверждающему себя как нечто абсолютное и вечное.

Тема мостов с феерическими источниками освещения и модуляцией отражённых в воде тонов создают атмосферу покинутого людьми карнавала («Ночной Стамбул», «Малый Каменный мост»). Бесконечное движение в праздничной суете и возвращение к началу без цели и смысла заключено в сюжетах «Ночная карусель» и «Призрачные огни». Статика изогнутых линий в картине «Лужков мост» порождает неопределённую зыбкость мироощущения, несопоставимость судьбы «маленького человека» и большого города-монстра.

Поиск взаимосвязи между «маленьким человеком» и мегаполисом, идея построения общества равных социальных возможностей изображены художником в реальном образе, который превратился в нереальную метафору («Символ»). На холсте изображена скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» в разобранном и подвешенном состоянии. Скульптура то ли монтируется, или, может быть, разбирается, что напоминает исторические факты её непростой экспозиционной судьбы. Фонтан «Дружба народов» написан в сказочном нереальном цвете взаимных отражений в водных и небесных пространствах.

Художник рассматривает возможность существования «маленького человека» в божественном предназначении поиска смысла жизни. В сюжете картины «Дивеево. Сумерки» представлен деформировано-возносящийся в небо храм в призрачно голубых тонах, а перед ним чёрные силуэты сгорбленных монахинь, идущие «другой, несовпадающей» дорогой мучительного постижения истины. Художник тонко ощущает разницу божественного идеала и земного воплощения реальных действий.

Судьба человека, оставшегося за бортом «счастливой жизни», носит в произведениях Аронова обобщающий интернациональный характер. В картине «Сиеста» на полуденном жёлто-лимонном фоне, рисующем страшную изнуряющую жару, за железным, не лишённым изящества, забором лежат и сидят безработные в чёрных деловых костюмах в тупом ожидании нужности своего существования. В картине «Desdecado», что означает «лишённый наследства», мы видим задний хозяйственный двор, покинутый всеми живыми существами, с нагромождением изношенных и заброшенных вещей. Композиция по стилистике напоминает инсталляцию, в которой перспектива выражена соотношением интенсивности цветовых тонов, а графический скелет остова кресла-качалки «живописует» непригодность и бессмысленность позитивных действий.

Борьба «маленького человека» с непреодолимыми и беспросветными обстоятельствами жизни выражена в портрете старухи «Донна Янина». Эмоционально художник не может смириться с патовой ситуацией безысходности. В образе Донны Янины предугадывается путь преодоления человеком бренности своего существования через возвышение личности над суетностью бытия. Художник показывает природную старческую красоту женщины, её дешёвые, но милые её сердцу украшения, изящество жеста руки с сигаретой и дымом проходящих и улетающих проблем.

Целый ряд картин Алексея Аронова логически продолжают направление магического реализма в сюжетах посвященных поиску Шамбалы. Есть географическое место на земле, которое приближает людей к пониманию древнейшей философии буддизма, учению Шамбалы о духовном центре нашей планетарной жизни, фокусирующим в себе Волю, Любовь и Интеллект.

Героями серии картин в передаче таинственной непостижимости становятся скромные, сосредоточенные в самопостижении, тибетские монахи. Примечательно, что художник усиливает живописные образы, погружая их в музыкальную стихию звучания глубинных «космических» звуков тибетских мантр. Сочетание охристо-красных тонов национальных костюмов с тёмно-синим ночным бездонным небом создают визуальную напряжённость мистического действия («Звуки старой Луны», «Музыка затерянного королевства», «В поисках Шамбалы»).

В картине «У шамана три руки» мастерский колорит пылающего костра с багряным отсветом нависающего неба и графически-тёмный силуэт шамана завязаны в единую композицию «цветового пятна». Психологически острый портрет старого с глубокими морщинами монаха с ритуальной трещоткой, композиционно удачно сочетается с глобально приближенным диском старой, испещрённой кратерами, Луны, как бы сравнивая временную бесконечность Вселенной с быстротечностью человеческой жизни («Звуки старой Луны»).

Художник изучает феномен психологического бегства «маленького человека» от беспощадной действительности через укрытие своей индивидуальности под маской общепринятых норм. Герои многих картин изображены в итальянских масках времён народной комедии dell'arte. Типажи буффонадных сцен не нуждаются в детальной эмоциональной прорисовке. В то же время, они даны в драматических ситуациях, которые постоянно возникают в жизни людей всех времён и народов. В сюжете картины «Escape» - побег из замка акробата в маске по тонкому тросу над пропастью или смертельная схватка в картине «Маска матадора».

Энциклопедические знания и широкий кругозор позволяет художнику обратиться к реальным историческим личностям и общественным деятелем с философским вопросом о направлении поиска смысла развития человеческой цивилизации. Причём он исследует противоположные полюсы провидцев: Папы Римского и мальчишки-африканца, которые становятся учителями для многих миллионов жителей Земли.

Портрет Папы Римского назван автором «Реформатор», что определяет не только историческую значимость образа, но и отношение художника к личности Иоанна Павла II. Это первый понтифик в истории католической церкви неитальянского происхождения. Драматург, поэт, педагог Кароль Юзеф Войтыла призывал к установлению «мира и единства между людьми и народами, составляющими на Земле единое сообщество». Художнику удалось в жанре сюжетной композиции запечатлеть несгибаемую устремлённость взгляда в будущее, решительность жеста благословения, физическую подлинность старческой руки. Композиционно совмещая руку Папы Римского и фигуру распятого Христа на Папском посохе, художник подтверждает символ божественного послания. О жизни Иоанна Павла II снято много фильмов, но одно название, данное режиссёром Дж. Баттиато стало символистичным: «Кароль. Папа Римский, оставшийся человеком». Алексей Аронов преподнёс эту работу в дар Католическому храму.

Путь Боба Марли от безработного «рут-боя» до культовой фигуры африканского единства, политического и религиозного деятеля, выступления которого воспринимались публикой как откровения святого, потребовали от художника адекватного визуального воплощения. В стиле поп-арт написан силуэтный графический портрет известнейшего ямайского музыканта, гитариста, вокалиста и композитора. В подражании одежде массовых фанатов Боба Марли, художник подбирает в своей работе атрибуты внешнего сходства со стилем поп-арт (повторение печати силуэта на различных цветных фонах), но тут же преображает контур музыканта разнообразием ракурсов и психологических характеристик. Автор неожиданно соединяет похожие и разные силуэты в единую композицию квадриптиха, выражая суть героя массовой и, в то же время, неординарной культуры музыкального направления «Регги».

Большая группа картин Алексея Аронова посвящена людям, которые живут в ином мире, реальном, но своём. Это люди творческих профессий, свободные от регламента почасового труда, отдающие все силы постижению мастерства артиста и зависящие от случайного успеха.

О творческой смелости художника говорит исполнение портретов мировых звёзд кинематографа. Аронов сумел воплотить не только портретное сходство, но и выразить психологическую сущность великих актёров современности итальянца Марчелло Мастроянни и испанки Пенелопы Крус.

Перед художником стояла сложнейшая задача написать Марчелло Мастроянни с пониманием и отражением стиля итальянского неореализма, получившего всемирную популярность в 60–90 годы двадцатого столетия. Композиционный приём, применённый в жанре сюжетного портрета, позволил художнику создать документальную достоверность: слегка искажённый ливнем фасад здания и «случайность» возникновения образа прохожего-денди, аристократа, чуть приостановившегося у витрины, покрытой каплями дождя. В память о чёрно-белом кино художник ограничивает палитру монохромным бежево-коричневым тоном, напоминающим старинные фотографии в технике сепия. Особенно удалась пластическая проработка структуры лица Марчелло с чёткой, фактурной обрисовкой контуров.

Другой подход избрал автор в сдержанной характеристике Пенелопы Крус, первой испанской актрисы получившей премию «Оскар». В точке золотого сечения композиции картины показан драматический профиль Пенелопы на локальном розовом фоне с элементами голубой майолики по краям. Две трети центра занимает тёмно-коричневая графическая композиция распущенных волос актрисы, которая в математически точных изгибах и конструкциях напоминает архитектурные формы. Ключ к пониманию картины в её названии: «Барселона». Благодаря фантазии художника, произошло символическое соединение естественной красоты Пенелопы Крус и красоты творений великого испанского зодчего Антонио Гауди. Художник будит у зрителя эмоционально-ассоциативное восприятие художественного образа, приглашает интеллектуально трудиться при встрече с искусством живописи.

Специфика и очарование портретов музыкантов, танцоров, артистов требуют от художника неординарных форм композиции, стилевых экзерсисов, аллегории и метафоры: горящая красным пламенем труба, на которой, выпучив глаза, играет Луи Армстронг, или деформация джазовой трубы в виде волновой вибрации у одного из музыкантов («Энергия звука»). Интереснейшая композиционная находка в изображении группы «ZZ-Top» в виде двух массивных возрастных гитаристов на локальном жёлтом фоне в зеркально-вертикальном отражении с парящими, в виде медуз, микрофонами («Родом из Техаса»).

Художник изобретательно схватывает пластику движения в необычайном, порой изломанном, ракурсе всемирно известного танцора Вацлава Нижинского («Нижинский»), совершенно другая комедийная пластика героев танца «степ» из фильма Феллини («Джинджер и Фред»).

Полная язвительного юмора картина «Кастинг», где в погоне за «гламурной жизнью» обнажённые девушки витая в облаках на высоченных ходулях хотят привлечь к себе внимание демонстрацией разных «прелестей». К этому жанру можно отнести очаровательную красотку на картине «Утренний ангел пустых бутылок».

Индустрия развлечений, которая должна отвлечь человека от поиска смысла существования, получила у художника гражданскую оценку существующего массового псевдоискусства. Аронов поднимается до плакатного обнажения сути «пустой жвачки» для пустых черепов. На картине «Шоу» изображён засушенный череп, нарочито прикрыт связкой бананов. Художник с сарказмом предполагает высказывание прессы в духе: «В этом есть нечто свежее».

В поисках гармонии художник обращает свой взгляд на планетарную природу Земли и, конечно, не может пройти мимо вселенских пейзажей Тибета. Художник находит новые приёмы моделирования объёмно-пластических и пространственных отношений в передаче бесконечной череды скалистых вершин Гималайских гор («Просто горы», «Горы Тибета»). Творческий почерк художника читается в живописном мастерстве материальной сущности объекта во взаимодействии со свето-воздушной средой, где физическая предметность горизонтальной перспективы мягко перетекает в абсолютное пространство неба, развивая темы линейных построений («Просто горы», «Странник»).

Грандиозность масштаба высочайших гор планеты передаётся живописным приёмом «блик», который подчёркивает самый яркий участок пейзажа, обращённый в сторону света, и тем самым достигает максимального эмоционального эффекта в восприятии зрителей («Лучше гор…», «Вечер, лодки»).

Утончённое чувство градации цвета, соотношения света и тени при взаимодействии оттенков друг с другом в полной мере воплощены Ароновым в картинах, рисующих водные глади с антуражем лодок, кораблей и уходящих в даль береговых линий. Художник предпочитает скрытый мазок, так называемое «гладкое письмо» («Плещеево озеро», «Лодки в океане», «Пароход»).

Аронов пользуется приёмом «дополнительного цвета», создающего мерцающий эффект в глубинной зеленоватой бесконечности («Лодки»), или в ледяной зеркальности парусников с тончайшей линией горизонта и отражением их в небесном призраке облаков-лебедей («Парусники»). Во многих картинах воздушная среда трактуется как место свободной импровизации как цветовой, так и графической, имеющее как дополнительное, так и самостоятельное символистическое значение визуального образа.

Вершиной владения передачи свето-воздушной среды можно считать создание монохромных пейзажей, где художник демонстрирует эквилибристику цветовых соотношений, в основе которых лежит доминирующий цвет во всём великолепии «цветового поля», создавая у зрителя ощущение эмоционального сопереживания, не подвластного рассудку («Утро туманное», «Унесённые призраками», «Сон рыбака»).

Эксперименты художника затронули традиционное понимание плоскости холста, новаторски трактуя фигуры в пространстве по законам стереометрии, с геометрическими осями, выходящими за прямоугольное понимание трёхмерного построения. Зритель по отношению к изображаемому предмету то возвышается над ним, как бы наблюдая под острым углом из окна вертолёта («Нефть», «Игрушки в космосе»), то является принимающей стороной космической станции по отношению к прилетающему из недр Вселенной героя картины «Испытывающий судьбу», или становится учёным-исследователем в работе «Три Луны».

Художник в пору своего 50-летия выходит на простор творческой зрелости, накопленного профессионального мастерства, продолжающего и способного решать художественно-философские задачи посредством неповторимых визуальных образов, вызывая интерес и сопереживание современников. Художник ведет активную выставочную деятельность в России и за рубежом. Является постоянным участником выставок в ЦДХ. Произведения Алексея Аронова находятся в частных коллекциях в России, США, Канады, Израиля, в странах Европы и музеях.

Алексей Аронов состоит в Московском международном художественном фонде, является членом-корреспондентом МОАН, награжден почетными дипломами от Правительства Москвы, медалью имени Василия Кандинского (За особые достижения в области мировой культуры и искусства) от Европейской Академии Наук.

Мастерское владение различными техниками позволяют художнику беспрепятственно следовать фантазиям и замыслам. В работе «Умывающий руки» мы видим масштабно укрупнённые молодые руки нового поколения, которые очищаются под тонкой струйкой живой родниковой воды. В этом символичном жесте художник реализует свою гражданскую позицию по отношению к общественным процессам и подсказывает зрителям выход из непостижимой «запрограммированности» современного бытия. Только в творчестве человек обретает свободу и может приподняться над технической предопределённостью жизненного цикла.

Автор статьи надеется, что раскрытие столетнего генезиса метафизического стилевого направления «магический реализм», его всемирного успеха и мирового значения, даст зрителю необходимое сопровождение для наиболее полного ощущения глубины эмоциональных воздействий и оценки художественных образов. Картины Алексея Аронова отражают насущные вопросы человеческого бытия, приглашают зрителей по-новому взглянуть на «повседневную жизнь людей и вещей» сквозь призму «магического реализма». Спасибо художнику, который будит в нас интеллектуальные и эмоциональные впечатления в огромном пространстве жизненной информации.


искусствовед, академик Григорий Гинзбург

21 апреля 2016 г.

Аронов Алексей Аркадьевич

Аронов Алексей Аркадьевич

Веб-адрес: aronov.artnow.ru
На сайте с 16 февраля 2007
Рейтинг ArtNow: 1045 баллов

Живопись (239 картин)

Больше позитива...
Больше позитива...
«Я не тот, кого любят. Я – идея. Состояние души»
«Я не тот, кого любят. Я – идея. Состояние души»
Триллер
Триллер
"Не ждали..."
"Не ждали..."


Аронов Алексей
Весь этот джаз
Аронов Алексей. Весь этот джаз
45000 р.
60000 р.
-25%
Аронов Алексей
"Не ждали..."
Аронов Алексей. "Не ждали..."
105000 р.
140000 р.
-25%
Аронов Алексей
Триллер
Аронов Алексей. Триллер
105000 р.
140000 р.
-25%
Аронов Алексей
«Я не тот, кого любят. Я – идея. Состояние души»
Аронов Алексей. «Я не тот, кого любят. Я – идея. Состояние души»
90000 р.
120000 р.
-25%
Аронов Алексей
Лодка в магическом реализме
Аронов Алексей. Лодка в магическом реализме
30000 р.
40000 р.
-25%
Аронов Алексей
Yellow Submarine
Аронов Алексей. Yellow Submarine
75000 р.
100000 р.
-25%

Новости культуры Практические советы Наши выставки Рейтинг художественных сайтов Политика защиты и обработки персональных данныхО нас, контакты info@artnow.ru

© ArtNow.ru 2003–2024 | Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с согласия их авторов с обязательной ссылкой на ArtNow.ru

Работа добавлена в корзину