Художник Статья о Роберте МИФе
Его становление
характерно для судьбы многих художников:
детская художественная школа в
Нижнекамске, Казанское художественное
училище имени
Н. И. Фешина (закончил
его в 1986 году), затем переезд в Ленинград
и учеба в Художественно-промышленной
академии Штиглица (1989–1995)
на открывшемся там отделении
архитектурно-средового дизайна.
Северная столица очаровала молодого художника. Здесь, в Петербурге, его дом, его семья, его мастерская. Здесь определилось его главное жизненное призвание. «Живописцем я почувствовал себя еще в художественном училище», - рассказывает художник.
Он полюбил всей душой город на Неве, его особую несколько холодную красоту, его архитектурные ансамбли, строгие набережные, его скромное очарование улиц, переулков, двориков-колодцев. «Я бродил по Петербургу, писал этюды, завороженный таинством улиц и домов, этих «каменных поэм», так гармонично вписанных в городскую среду под высоким, волшебно меняющимся небом».
Приведу строки стихов, созвучные творчеству Роберта Мифа:
О, мой край, чуден твой колорит,
Тонкий, ясный, жемчужный.
Неземную красу бледных красок, как слёз
На палитру природы, прозрачной, воздушной,
Этот северный ветер, как визитную карту принес.
(Г. Кекушева)
Архитектурный пейзаж в городе классицизма - как его называют, где оставили свои бессмертные творения Б. Ф. Растрелли, Джакомо Кваренги, Карл Росси - требует не только высокого профессионализма, но и особого культурного и эмоционального «прочтения». Роберт Миф очень тонко и умело вписывает улицы, каналы, храмы, триумфальные арки в пространство города Петра.
Главный жанр в своей живописи Роберт Миф выбрал вполне осознанно. Этому помогло и его образование, и серьезность поставленных перед собой задач, и его упоение сказочным очарованием города на Неве. Хотя ему приходилось писать и Казанский Кремль, и улицы Нижнекамска, и сельский пейзаж своей родины, - главным для него остается архитектурный пейзаж Северной столицы. География его городских видов очень широка - это Дворцовая площадь и Невский проспект, Стрелка Васильевского острова, Крюков канал с видом на Мариинский театр, Владимирская площадь, Гавань и многие другие удивительные по тонкости настроения и цветового решения архитектурные памятники.
Его работы заказывают для памятных подарков в Администрации Губернатора города, Правительстве Санкт-Петербурга, Университете. Серию пейзажей с храмами Петербурга, Красного села, Духовной академии - принесли в дар Патриарху Кириллу.
Роберт Миф провел уже несколько персональных выставок в России, Татарстане, Финляндии (Путикко, Коккола). Он постоянный участник различных городских выставок. В 2007 году живописец был принят Санкт-Петербургский союз художников.
Своеобразие стиля Роберта Мифа в том, что он сочетает четкие композиционные построения архитектурных пейзажей с эмоциональной окрашенностью своих живописных опусов и романтических видений города на Неве. Его пейзажи не сухие архитектурные перспективы, не документальные «слепки» с фасадов и эркеров, а живые памятники творческого гения их создателей.
Его пейзажи дышат. В них капли дождя, сырость и влага северной природы, особая серебристость ее листвы, грусть и созерцательная мечтательность. Это Петербург и Белые ночи, это своеобразно увиденный Чернышев мост на Фонтанке и необычная перспектива Пяти углов. Он сроднился душой с улицами Петербурга («На Полтавской улице», «Дворик на улице Рубинштейна»). Его восторгает феерия города («Новогодний Невский», «Город, укутанный снегом», «Осень в Таврическом саду», «Удивительная Мойка»). И всюду чувствуется его видение, его особый лирический характер живописи. С одинаковым вдохновением художник пишет и город, и пригороды (пейзажи «Деревня Шапки», «Апрельское тепло»).
Импрессионистический стиль многих его полотен продиктован желанием передать особенности освещения в разное время суток, игру солнечных лучей на воде Невы и каналов города, ностальгию сумерек. В эти работы он вкладывает свое настроение, свои чувства. «Художник не может оставаться равнодушным к тому мотиву природы, что он выбирает», - говорит Роберт Миф. Его профессиональная увлеченность и глубина сочетаются с необыкновенной работоспособностью. «Ни дня без кисти и холста», - мог бы сказать он.
Окна мастерской художника в маленьком Днепровском переулке на Васильевском острове выходят на крышу. Он не раз писал этот вид. Вообще крыши Петербурга («Крыши Петроградской стороны»), словно старые книги многократно просматривает и «прочитывает» в своих полотнах Роберт Миф. Его образ Петербурга совпадает с характеристикой Парижа, данной Максимилианом Волошиным, который называл этот город «серой розой». Но, порою в пейзажах Роберта Мифа встречаются и контрасты, сочетание жидкого и пастозного письма. Часто он подключает свою богатую творческую фантазию, и тогда в его полотнах появляются всполохи света и цвета. Он поэт в живописи и живописец «города Пушкина».
Особенности его творческого стиля также в сочетании профессионализма, точности деталей и подвижности кисти, передающей все разнообразие состояний и настроений в природе. Краткосрочные сеансы на природе художник чередует с многочасовыми штудиями.
И хотя главным в его творчестве остается городской пейзаж, художник часто обращается также к натюрморту и портрету (натюрморт «Июльское настроение», портрет почетного доктора Военно-медицинской академии Н. П. Шабалова.
Произведения Роберта Мифа побывали на выставках в Финляндии, Швеции, Германии, Великобритании, Японии, США. Новой Зеландии, на многочисленных выставках в Татарстане и в России.
Художник считает, что его человеческое и художественное становление формировали не только впечатления и творческие усилия, но и преподаватели: в художественном училище - Б. И. Губаль, Р. М. Нургалеева, в Художественно-промышленной академии - В. В. Максимихин, В. В. Пугин. С особой благодарностью Роберт Миф отмечает уроки мастерства, которые преподал ему в последние годы своей жизни Народный художник России Ю. А. Межиров. В своей рекомендации в Союз художников, данной в 2007 году, Юрий Александрович написал: «…он (Роберт Миф) постоянно выставляется на различных выставках и всегда запоминается лиричными произведениями. Художник живет своими замыслами, уделяя творчеству все свое время. Он молод, полон сил и может, надеюсь, очень многое в искусстве».
Хочется привести слова и другого известного живописца Б. И. Шаманова, сказанные о Роберте Мифе: «Роберт Миф любит Санкт-Петербург и по-своему его чувствует. Диапазон интонаций художника широк - от созерцательности до трагического звучания в картине «Блокада Ленинграда».
Псевдоним художника
«Миф» - это первая часть его действительной
фамилии Мифтахутдинов. Возможно, этот
псевдоним выбран не случайно, и художник
чувствовал, что создает свою мифологическую
версию волшебного Петербурга и отдает
дань в воспоминаниях его замечательным
представителям культуры. И сейчас
полотна художника находятся в частных
коллекциях первого Президента Татарстана
М. Ш. Шаймиева, известного физика Ж. И.
Алферова и прославленных исполнителей
песен Э. С. Пьехи и А. Я. Розенбаума. А на
мольберте в мастерской стоит его холст
«Тихая жизнь» с интерьером творческого
ателье, в который вписан портрет Ю. А.
Межирова и его уже старого кота Ванюшки.
Галина Кекушева
Член секции искусствоведения СПб СХ
Член-корреспондент Петровской академии
наук и искусств