А.С.Пушкин и Ш.Б.Ногмов в Пятигорске в 1820 году
Автор: Захаров Иван

холст/масло 97.3см x 153см 2008 г.
Письмо представителю художника
Жанр: Историческая живопись
Стиль: Реализм
Опубликовано: 30 сентября 2020 г.
Ш.Б.Ногмов - автор исторических и фольклорно-литературных произведений "История адыгейского народа".В 1840 году Ногмов завершил свой труд — «Начальные правила адыхейской грамматики». Это была первая в истории адыгов разработка грамматики их родного языка. Немного позже Ногмов завершает «Кабардино-русский словарь», вобравший более четырёх тысяч слов.
Во время работы в должности секретаря Кабардинского Временного суда, Ногмов старался внедрить в хозяйственно-экономическую деятельность региона передовые технологии и методы. Поддерживал возможность получения профессионального образования, обучения ремёслам, введение новых сельскохозяйственных культур; принимал активное участие в подборе кандидатов в петербургские военные заведения, в конвой царя — Кавказско-горский полуэскадрон. Ссылаясь на известного исследователя творчества Шоры Ногмова Л. Семенова, журналист рассказывала, что во время своего второго визита на Кавказ в 1829 году Пушкин посещал Пятигорск, где встретился с Шорой Ногмовым. Именно эту встречу и воссоздал художник Иван Захаров.
О встрече Пушкина с Ногмовым писал и известный публицист Илья Тресков в своей книге «Этюды о Шоре Ногмове». «Великий русский поэт А.С. Пушкин много внимания уделил Кавказу. Он приезжал сюда дважды, в 1820 и 1829 годах», - пишет он. «Встретиться они могли и в 1820-м, и в 1829 году», - развивал свою мысль дальше.Единственным источником версии о контактах Пушкина и Ногмова являются слова биографа Шоры Ногмова, академика Адольфа Берже, который писал: «Некоторые кабардинцы, лично знавшие его, рассказывали, что он познакомился с Пушкиным во время бытности его в Пятигорске, что Ногмов содействовал поэту в собирании местных народных преданий, что поэт, в свою очередь, исправлял Ногмову перевод песен с адыгского на русский».
Возможно, дотошные исследователи скажут, что одного этого свидетельства недостаточно, чтобы с уверенностью говорить о встрече Пушкина и Ногмова. Возможно... Но лично для меня связь между великим русским поэтом и адыгским просветителем бесспорна. И если о физической встрече можно спорить, то духовное единство вряд ли у кого вызовет сомнения. Ведь на самом деле именно духовная связь, вера в одни и те же идеалы, приверженность чести объединяли этих двух великих деятелей той непростой эпохи.
Во время работы в должности секретаря Кабардинского Временного суда, Ногмов старался внедрить в хозяйственно-экономическую деятельность региона передовые технологии и методы. Поддерживал возможность получения профессионального образования, обучения ремёслам, введение новых сельскохозяйственных культур; принимал активное участие в подборе кандидатов в петербургские военные заведения, в конвой царя — Кавказско-горский полуэскадрон. Ссылаясь на известного исследователя творчества Шоры Ногмова Л. Семенова, журналист рассказывала, что во время своего второго визита на Кавказ в 1829 году Пушкин посещал Пятигорск, где встретился с Шорой Ногмовым. Именно эту встречу и воссоздал художник Иван Захаров.
О встрече Пушкина с Ногмовым писал и известный публицист Илья Тресков в своей книге «Этюды о Шоре Ногмове». «Великий русский поэт А.С. Пушкин много внимания уделил Кавказу. Он приезжал сюда дважды, в 1820 и 1829 годах», - пишет он. «Встретиться они могли и в 1820-м, и в 1829 году», - развивал свою мысль дальше.Единственным источником версии о контактах Пушкина и Ногмова являются слова биографа Шоры Ногмова, академика Адольфа Берже, который писал: «Некоторые кабардинцы, лично знавшие его, рассказывали, что он познакомился с Пушкиным во время бытности его в Пятигорске, что Ногмов содействовал поэту в собирании местных народных преданий, что поэт, в свою очередь, исправлял Ногмову перевод песен с адыгского на русский».
Возможно, дотошные исследователи скажут, что одного этого свидетельства недостаточно, чтобы с уверенностью говорить о встрече Пушкина и Ногмова. Возможно... Но лично для меня связь между великим русским поэтом и адыгским просветителем бесспорна. И если о физической встрече можно спорить, то духовное единство вряд ли у кого вызовет сомнения. Ведь на самом деле именно духовная связь, вера в одни и те же идеалы, приверженность чести объединяли этих двух великих деятелей той непростой эпохи.
Средняя оценка: замечательно (голосов: 1)