Бутылки. 2018
Художник Наддачин Сергей Александрович
Живопись (219 картин)
Декоративное искусство (7 работ)
Творческая биография художника
Простите меня. Я человек простой, поэтому коротко писать не умею. Мучительно хочется еще пару стихотворений пришпандорить, но еще держу себя как-то в руках… Раза три пытался укоротить это свое реноме, или как там это называется? но получается все длиннее. А так хочется быть "тонким " и загадочным… Но не судьба, наверно. Но ведь можно и не читать?
С живописью впервые столкнулся всерьез уже поступив в МАрхИ. Я к ней не готовился перед институтом и стартовал с "двоек-троек". Было, помню, как-то наплевать и неинтересно. Она, эта живопись, была у нас непрофилирующим предметом. И так проучился до летней практики по рисунку и живописи после второго курса в Великом Устюге. Там как-то все вытянул на "четверку" и успокоился. Но все равно еще курс потом проучился без особого интереса.
Но в Великом Устюге у нас компания сложилась из полуромантиков, любителей попутешествовать, ну и посмотреть новые места. И мы потом, в студенческие времена, много по Русскому Северу поездили… В Каргополь, Сольвычегодск, Архангельск, Соловки, Кижи, Псков, Кириллов, Вологду… В Прибалтику заезжали каким-то макаром… И не раз. Хотя прошло уже больше тридцати лет, но мы еще дружим… Есть что-то в севере завораживающее…Комары, белые ночи, селянки красивые, отсутствие горячительных напитков, а чаще их присутствие,. . туалет при луне с теми же комарами… Класс. Невольно тянет книгу писать…
Всегда проездом останавливались в Ленинграде. У родственников нашего друга. Очень хорошие люди. И для меня
в том числе, по этому, сложилось ощущение как о "теплом" городе. Хотя я и так там бывал десятки раз…
Несколько раз еще в походы ходил в те края. С другой компанией, но тоже архитекторишками… Зимой как-то добрели с Пинеги до тоже очень большой реки Вашка, притока Мезени, на лыжах. С ночевкой в лесу при Луне. Как Амундсены, или как его, не дошли до зимовья метров триста… Сейчас все это вспоминается смешно, но тогда страшновато было. Хотя ружьишко у нас было… Но главное - хорошая компания. Везет мне с ними…
Была возможность на старших курсах летние практики проходить в учебном году, а летом со вторыми курсами выезжать порисовать. Даже не порисовать, а просто места посмотреть. Так получается, что с натуры я почти не пишу. Но пытаюсь запомнить какие-то нюансы, когда гуляю - где-то кукушка крякнула, или лягушка, соответственно, квакнула…
Как-то незаметно для себя увлекся. В 90-м году участвовал в выставке в ЦДХ на Крымском Валу. Потом на Кузнецком мосту… Получил хорошие отзывы и даже что-то продал за очень приличные деньги. И решил связать свою жизнь с живописью. На архитектуру, правда, пришлось почти "забить". Но институт все же закончил в 92-м году. Чем очень горжусь. Институт наш самый замечательный… Даже почти до самого "дембеля", то бишь до диплома, был старостой.
Почему-то хочется написать, что в 88-90-м году на третьем - четвертом курсах по огромному блату и не без интриг работал дворником при институте. Мел по Рождественке между переулком, где Сандуны находятся, у нас там кафедра рисунка была в церквухе. Этот переулок назывался 2- й Сандуновский. Теперь Звонарский. И заканчивал напротив Варсанофьевского переулка, где Эллочка-людоедка жила. А жил в Рождественском монастыре. Нам, как "дворянам" (от слова "дворник"), келья полагалась… Мел не особо… Причем ночью, чтобы вставать как-раз к первой паре. Что было в дессонансе (если правильно написал) с моими хозяйками…
С духовно неокрепшей душой, тогда еще, полной грудью вдохнул запах богемной жизни…Слава Богу, не спился тогда раньше времени … Ну и катапультировался из этой кельи так же легко, как и вселялся… И хотя меня постоянно преследовало человек двести всяких там дур - завхозов и комендантш, все это вспоминается с большой теплотой.
Ну и короткие минуты досуга вечерами занимали мордобоями со всякой гопотой. Тогда их много было в сретенских переулках. Сейчас, кажется, все передохли или переспИлись.
Это я к тому, что эти "городские мотивы" мне практически родны…
Куда ни плюнь, все Москву ассоциируют с Арбатом… Мне очень близки Сретенские переулки. Помимо того, что там прошли счастливые для меня годы с очень приятными воспоминаниями, там еще и уклон, или один из семи холмов, на которых Москва расположена. Что для нас редкость. Ну и не менее близки Замоскворечье… Ну и Чистые пруды… Ну и вообще Бульварное Кольцо… И Цветной бульвар. Ну и те же Арбатовские переулки… Лучше все и не вспоминать… Только пока писал эти строки понял, что в творчестве моем эта тема освещена скудно… Исправлюсь.
С Цветным бульваром связаны очень забавные и теплые воспоминания с выкапыванием пеньков с капами для напольных ваз по ночам с друзьями. Почему по ночам? потому чтоб не мешали всякие собаководы… Их там целые толпы бродят…В том числе и по ночам. Утомят советами… Можно сказать под статьей Уголовного Кодекса ходил… Хотя выкапывал уже поваленные деревья. Но лицезрел, или вожделел, и на растущие…
Я на последнем курсе института ходил в кружок по икебано от ЦДХ. На мой взгляд деревянные напольные вазы с капами удачно гармонируют с сухими травками. Ну и с каменьями всякими,. . шкурами,. . кожей,. . да и деревяшечками… Правда, такое ощущение, что это нравится только мне. Но такова се ля ви, как говорят у них… Ничего страшного…
Потом начались смутные 90-е. Народу стало не до картинок. Но я, как доктор Ватсон из старого анекдота, уже не мог избавиться от своей новой привычки.
Много раз выставлялся, вступал в какие-то союзы-федерации. Слава Богу это все стало не особо сложно. Да и мало интересно… Не уверен, что Вам будет интересно это читать. Вряд ли можно рисовать лучше, если ты член чего-то там. Хотя можно, наверно. Ответственность должна давлеть… Но вступал я туда так,. . для какого-то самоутверждения. Но главное - искренность в любимом деле. Хотя бы перед собой.
Дальше уж точно можно не читать…
Условно свою живопись отношу к разряду интерьерной. Есть много разновидностей - книжная графика, монументальная живопись… Мне нравится работать с интерьером… Пишу больше для себя. Но не вижу ничего зазорного, когда просят нарисовать что-то вроде авторской копии с учетом вкуса и пожеланий заказчика.
С учетом цвета обоев, штор, места, откуда эта картина видна… Очень это дело поощряю, потому что со своими картинками расстаюсь очень болезненно. Жалкооо…Все равно что родного ребенка в интернат отдаешь.
Ну и опять же себя почему-то отношу к серии импрессионистов. Хотя их, настоящих, и было меньше десятка -Клод Моне, Писсаро, Ренуар… Даже мой любимый Дега с "Голубыми танцовщицами" и тот уже постимпрессионист… В этом плане он мне ближе всех. Запоминал, как что там вертится, а потом пытался это изобразить в цвете…
А критерии мои в живописи состоят в том, чтобы картинки что натюрморт, что пейзаж, должны быть спокойными, умиротворенными, легкими… Нести какие-то положительные эмоции. Может быть даже легкую грусть…Не должны "грузить". Но в то же время не быть "сонными" и уж не мрачными… Даже когда дожди-туманы пишу… Чтобы было какое-то подсознательное движение - убегающая тропинка, речка, облака… Интрига должна быть… Что там за поворотом? Что-то интересное?.. или "люлей" обломится… Пусть каждый сам выбирает. но, по- крайней мере, я всегда об этом думаю, когда рисую-пишу. Пытаюсь этого добиться за счет пастозности, рельефности письма. Что, как мне кажется, придает картинкам какую-то экспрессию, выражение… Да и вблизи смотреть интересно - вроде каша, а с нужного расстояния вроде что-то узнаваемое получается…
Ну да мудрствовать можно долго, но судить Зрителю…
Очень по-доброму и с вниманием отношусь к конструктивной критике. Не всегда удается объективно судить о своих работищах…
Хотя редкая птица долетит до середины Днепра… В том плане, что редкий любитель живописи дочитает до конца повествование художника…… Привет.