Наталия Турнова. Живопись, графика, объекты. 25 марта - 27 апреля 2008 г.

Выставка открыта: 25 марта – 27 апреля 2008
Адрес: Московский музей современного искусства, Ермолаевский переулок, 17
Открытие: 24 марта в 18:00
Московский музей современного искусства открывает персональную экспозицию Наталии Турновой. Ее почерк всегда узнаваем – как в живописных портретах, так и в объектах: крупный монументальный формат, предельно насыщенный цвет, обобщенная и вместе с тем точная форма. Балансируя на грани натуралистического искусства и абстракции, Турнова выпускает свои работы сериями, выбирая яркие и порой провокационные сюжеты.
Впервые за всю историю творчества художницы несколько серий ее произведений будут объединены в одном выставочном пространстве. Экспозиция займет два этажа здания музея в Ермолаевском переулке, где будут представлены некоторые живописные работы из каждой серии, а также графика и объекты.
Кроме того, впервые будет экспонироваться совершенно новый цикл картин под названием “Старость”, в котором Наталия Турнова открывает новые грани своего творчества. В отличие от большинства работ прошлых лет, новые произведения выполнены в мрачных драматических тонах, а их герои глядят с холстов страшными пустыми глазницами, так что уровень эмоционального напряжения граничит с триллером.
***
Наталия Турнова о серии “Старость”:
“Старость… Это слово в молодости казалось мне чем-то загадочным. Некая параллельная реальность с людьми, отделенными от меня невидимым барьером. Я не могу понять их, они – меня. Я никогда не буду ими, они – мной. Этот барьер с течением моей жизни оказался проницаемым. И хотя ощущение потустороннего мира осталось, но появилось новое чувство человека, проникшего на чужую территорию. Эти люди перестали быть чужими, и мне кажется, что я постепенно становлюсь одной из них. Старость – резервация, куда отправляют тех, кому удастся прожить “необходимое” число лет. Старость – мнимая. Смерть – лишь точка. Старики – свидетели собственной жизни, сумевшие что-то запомнить, осмыслить и сохранить. И не сделавшие ничего, чтобы понять, зачем они жили.
Старость – в несоответствии ощущения себя и отношения к тебе со стороны других людей. Молодой вопит о своей проблеме, а старый знает, как ее решить, но голос его не слышен. В традиционном обществе, особенно на Востоке, пожилой человек – мудрец, опыт и знания которого ценились выше силы и энергии молодости. Его авторитет непререкаем. К сожалению, в нашей стране такое отношение выглядит анахронизмом. И это не вопрос отношений между поколениями. Это очевидные черты русской культуры. Точнее – русской болезни.
Молодость относится к старости, как к отработанному материалу, не способному ничего дать и ничему научить. Мир стареет – это стало общим местом. Но, тем не менее, его все больше занимают проблемы молодых, как будто мир боится взглянуть в лицо своему настоящему – вдруг откроется что-то неприятное и непредвиденное. Может быть, из-за страха неведомого молодость оказывается настоящей ценностью современного мира, а старость воспринимается как нечто постыдное, что надо скрывать. И если ты стар, то хотя бы старайся казаться молодым.
Проблемы стариков никого не волнуют. Сойдя с дистанции, перестав волноваться по поводу денег, карьеры, успеха, детей, брака или решив все эти проблемы, человек оказывается один на один со всем грузом прожитой жизни. Что происходит тогда в этом огромном лабиринте старческой души? Я думаю, что отрицание опыта предыдущего поколения – это на самом деле отрицание ценности своего собственного опыта для будущих поколений. И это показатель того, что болезнь прогрессирует.
Я живу между двух полюсов. С одной стороны - сын, которому 15 лет. С другой – мама, которой недавно минуло 83. Как они похожи, эти два возраста. Взаимное притяжение и взаимное отталкивание. Подросток активно сопротивляется любому взрослому влиянию, пытаясь скрыть под различными масками свое еще не сформировавшееся “Я” и болезненно реагируя на любое давление извне. У стариков реакции похожи. Отличие в том, что им уже не нужно скрывать, а хочется всего лишь сохранить, уберечь то, что оказалось к концу жизни собственным лицом или неотделимой от него маской”.
***
Биографическая справка
Наталия Турнова родилась в 1957 году в Кабуле (Афганистан). В 1983 году окончила Московское высшее художественно-промышленное училище. С 1985 года принимает участие в выставках. С 1996 года – член Московского Союза художников.
Основные персональные выставки:
1991 – “Инструментарий” (совместно с Василием Кравчуком). Москва, Галерея “Риджина”
1995 – “Преступление”. Москва, Галерея “Риджина”
1998 – “Хроника прошлого года” (проект посвящен памяти Василия Кравчука). Москва, Галерея “Велта”
2002-2003 – “Любовь”. Москва, Галерея “Риджина”
2004 – Выставка объектов “Авто-Шоу”. Москва, Третьяковская галерея на Крымском Валу
2004 – “Natalia Turnova: Spiele / Arbeiten 1987-2004”. Берлин, Galerie Sandmann
2005 – “Вне себя”. Москва, Stella Art Gallery
2007 – “Мистики”. Москва, Галерея “PaperWorks”
2007 – “Полководцы”. Москва, Крокин Галерея
Работы Наталии Турновой находятся в собраниях Третьяковской галереи (Москва), Московского музея современного искусства (Москва), Дальневосточного художественного музея (Хабаровск), Oklahoma City Museum of Art (США), Музея современного искусства города Лодзь (Польша), а также в частных коллекциях разных стран.
Комментарии

я - старый человекпо возрасту - 71 год - но не намерен ставить точку. Рассуждения Нателии Турновой о старости - умны, интересны. философичны и.... скорее всего верны... Очень жаль, что из Питера не "дотянуться" до выставки.... Как и до многих культурных событий Москвы. С пожеланием успеха vladart

[комментарий удален]

мне кажется странным делать выводы о музее по, видимо, одной посещенной выставке..
ММСИ- хорошая площадка, где часто бывают очень интересные экспозиции.
Я регулярно стараюсь туда заходить и как зритель, и как участник, проводимых там выставок, не могу сказать об этом помещении ничего плохого. А в остальном,конечно, о вкусах не спорят...

[комментарий удален]