Ваша корзинаИзбранное Личный кабинет

«Живописная партитура». Выставка живописи и графики Елены Березиной. Нижний Новгород. Центр деловой и правовой информации. 31.03-07.05.2017г.

...Вейв Арт - искусство волны...

В своем творчестве я стремлюсь передать жизнь во всем ее многообразии. Движение, дыхание, чувства и эмоции, скоротечность восприятия каждого мгновения, пульсация и ритм, цикличность и относительность временных понятий, цвет и звук - все это волны. Мир состоит из волн, видимых, слышимых, регистрируемых приборами и вовсе неощутимых.

Так как все мироздание пронизано волнами, то и художественное восприятие и изображение этих волн и есть отображение мира. К такому выводу я пришла, внимательно вслушиваясь и вглядываясь в мое внутреннее и окружающее меня пространство. Изображая с помощью волн наш макро и микрокосмос, находя новые формы и оттенки, я ставлю перед собой задачу показать зрителю мир невидимый, сделать его ощутимым и видимым. В этом помогает мне Музыка.

Как мы чувствуем и слышим музыку? Что с нами происходит в этот момент? Какие видения проплывают перед нашим внутренним взором? Как отзывается душа на то или иное произведение? Другой человек не может увидеть то, что в данный момент видим и чувствуем мы. С раннего детства я видела музыку в движении и в цвете. Захотелось написать и нарисовать мое видение, показать тот удивительный цветной и многообразный мир, который проносится перед внутренним взором. И снова пришел образ волн. Волны проявились во всем своем великолепии, то протяжные и длинные, то рваные и пульсирующие, то короткие и нервные… Каждое следующее произведение приносило свой поток цвета, линий, движения, новых проявленных образов, появляющихся из звуков и ритмов. Так появился цикл работ «Музыкально-живописные импровизации». Если в начале своего волнового творчества я писала музыкантов и ту атмосферу, которая возникает в момент исполнения музыкального произведения в которое они вкладывают свою душу, то теперь я пишу и рисую непосредственно саму музыку в момент ее звучания.

Одновременно, с поиском новых форм и способов передачи пространства и времени, невидимого мира наших чувств и эмоций , пришла в мою жизнь книга известного индийского музыканта и философа Хазрат Инайят Хана. В его книге «Мистицизм звука» находится подтверждение моим поискам: он определяет движение бытия как «…главное выражение жизни в красоте, проявленное перед нами. В линии, в цвете, в смене времен года, во вздымании и падении волн, в ветре, в буре, — во всей красоте природы существует постоянное движение. Именно это движение вызывает день и ночь, смену времен года, и это движение дает нам понимание того, что мы называем временем.»

Можно найти много слов созвучных английскому «wave» – волна. Так в переводе «waveform» — форма волны, а созвучие «art waveform» трактуется как искусство формы. Все термины имеют в своем сочетании три основных понятия – волна, форма и искусство. Они и характеризуют работы этого цикла.
Можно дать название такому «волновому» направлению в живописи Вейв Арт — искусство волны.

// Елена Березина




...Волновая природа искусства...

Волны и частицы суть разные проявления материи. Фотон – квант света – одновременно и мельчайшая волна, и частица, существующая только в движении. Ничто не может догнать фотон – при приближении к скорости света масса тел стремится к бесконечности, а время при этом замедляется. Кто знает, может быть, это и есть то мифическое нуль-пространство, где времена, следуя тексту Откровения св. апостола Иоанна Богослова, и впрямь "совьются в свиток"?

На интуитивном уровне – художники, на мыслительном уровне – философы, на уровне эксперимента и его обобщения – ученые, все в свой черед приходят к общим знаменателям, все находят пресловутые "кирпичики мироздания". Художник, я думаю, здесь счастливее многих: ему дано красками, словами, звуками, пластикой танца выразить и цельность, и дискретность пространства-времени, показать волновое устройство мира, тем самым незаметно обращая наше эмоциональное внимание на изначальную волновую природу художества.

Ветер – это волны, он движется и набегает порывами и вихрями. Вода немыслима без разных волн – это и мелкая рябь на поверхности реки, и гигантские волны океанского шторма, и цунами. Повторяемость, ритмика, реприза, текучесть, пульсация – это все близко материи искусства, самому его существованию в трехмерном мире. Так, как под ветром волнуются поле или луг, под пальцем колеблется и волнуется потревоженная струна. Звучит основной тон, и все выше и выше поднимаются обертоны звука – его волны, утихающие наверху, растворяющиеся в небесах. Огромные невидимые радиоволны обнимают землю, и в любви мужчина обнимает женщину, и по телам, полным наслаждения, и по бьющимся в унисон сердцам идут крупные волны – счастье набегает, отлетает и снова приникает к влюбленным, их колышут волны чистой радости.
Художника с давних пор обуревала мечта соединить в изобразительном искусстве свет, звук, цвет, время, пространство. Ассоциативное мышление присуще художнику, оно помогает ему изобразить жизнь не в статике, а в непрерывном течении, струении, дрожании, движении. Высшие достижения мирового искусства основаны на этом законе синтеза: музыки (звука) и цвета.

Это и есть творческий путь, творческий вектор художника Елены Березиной.

В юности ей довелось испытать, во время погружения в свой внутренний мир, живописное, пластическое видение музыки. Музыку она не только слышала, но и видела, музыка обретала формы, жила и пульсировала в них. Елена рассказывает, как перед ее внутренним взором проплывало раннее утро, искрился под солнцем песок на морском берегу, нежно и ритмично набегал на берег прибой. Под ветром, как огромная раковина, пела древняя амфора. Художник делится с нами своими воспоминаниями: "Каждый звук имел свой цвет... Это было похоже на многоголосый ангельский хор... Музыка неземной красоты, чистоты и возвышенности...".

С этого давнего переживания и началось движение художника к поиску новых форм, собственной стилистики, приведшее в результате к открытию нового направления в живописи - сама Елена назвала его "вейв-арт".

Художник делает шаг к изображению, казалось бы, неизобразимого, тем самым открывая внутри живописи новые возможности, обозначая новые ее горизонты. Вейв-арт, стиль Елены Березиной, ее несомненное открытие, опирается на череду ритмических моментов (как в музыке), на воспроизведение колористической пульсации (как в природе). При знакомстве с такой живописью в душе у зрителя рождается понимание, постижение природы движения. Живопись перестает быть застывшей, статической и становится движущейся, динамической. Она пульсирует, вспыхивает, переливается, устремляется: движется.

Как устроен человеческий глаз? Человеческое ухо? И свет, и звук есть волны. Все пребывает в движении, все есть perpetuum mobile, и, как сказал немецкий музыкант Ганс фон Бюлов, пробуя написать "музыкальную библию": "Аm Anfang war der Rhytmus" ("В начале был ритм"). Художник Елена Березина делает смелый шаг к тому, чтобы полноправно поселить волну, волны на поверхности холста, как на поверхности моря. Но наблюдение волны живописцем - не только наблюдение ее поверхности; Елена Березина делает попытку визуально постичь ее внутреннюю природу, ее глубину, ее тайну. Обычная волна представлена на полотнах Елены "Легенда о реке Катунь", "Наблюдение за большой рыбой"; в картине "Полдень в Коралловой бухте" волна увидена как будто "на просвет" – вспышки света пронизывают, пронзают воду, взгляд зрителя надолго остановлен завораживающей ритмикой красоты. Но автор идет дальше, ведь каждый художник, по сути, философ, ему подвластно осмысление мироустройства. В работах "Танцующее Пространство", "Пространство и Время" отражены раздумья мастера о бытии. Волна – это и направление, и скорость, это энергия, и волна так же непреложно переносит информацию, как и символы, знаки, буквицы.

Гигантские галактики, спиральные волны, возможно, являются "переносчиками" жизни, участниками великой эстафеты миров, вселенской витальной мистерии. Художник тонко чувствует эту связь микро- и макромира, подчеркивая в своем творчестве бессмертный дуализм Вселенной ("Птица День и Птица Ночь"). А космическая спираль, перманентный лейтмотив всего сущего, появляется в работах "Под знаком Рыб", "Путь", "Ласточка".

Существование волны в изобразительном искусстве, тяга к ее запечатлению и исследованию лишь подтверждает прекрасную догадку Гераклита: "Panta rei" – "Все течет". Течет река с ее волнами, течет и дрожит земной воздух, течет и наплывает волнами время, и все это вечные материи искусства, в том числе и живописи. Елена Березина посредством своей живописи смело вступает в область синтеза изобразительного искусства, философии, музыки и поэзии, и это новаторское направление ее работы не может не восхищать.

// Елена Крюкова, писатель, искусствовед, член Союза писателей России




С творчеством художника Елены Березиной можно ознакомиться на нашем сайте: berezina_e.artnow.ru




28 марта 2017г.

Средняя оценка: без оценки (голосов: 0)

Комментарии


Для того, чтобы обсуждать и оценивать материалы, необходимо авторизоваться.
Томиловская Екатерина
И свет во тьме светит
Томиловская Екатерина. И свет во тьме светит
49000 р.
Родригес Хосе
Лодки на воде N3
Родригес Хосе. Лодки на воде N3
33500 р.
Селмер Анна
Виолы
Селмер Анна. Виолы
32000 р.
Мухин Борис
Осеннее очарование
Мухин Борис. Осеннее очарование
2500000 р.
Вырвич Валентин
Деревья сбросили листья
Вырвич Валентин. Деревья сбросили листья
75000 р.
Захаров Евгений
Золотая рыбка
Захаров Евгений. Золотая рыбка
3000000 р.

Новости культуры Практические советы Наши выставки Рейтинг художественных сайтов Политика защиты и обработки персональных данныхО нас, контакты info@artnow.ru

© ArtNow.ru 2003–2024 | Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с согласия их авторов с обязательной ссылкой на ArtNow.ru

Работа добавлена в корзину