Ваша корзинаИзбранное Личный кабинет

«Живописная партитура». Выставка живописи и графики Елены Березиной. Нижний Новгород. Центр деловой и правовой информации. 31.03-07.05.2017г.

...Вейв Арт - искусство волны...

В своем творчестве я стремлюсь передать жизнь во всем ее многообразии. Движение, дыхание, чувства и эмоции, скоротечность восприятия каждого мгновения, пульсация и ритм, цикличность и относительность временных понятий, цвет и звук - все это волны. Мир состоит из волн, видимых, слышимых, регистрируемых приборами и вовсе неощутимых.

Так как все мироздание пронизано волнами, то и художественное восприятие и изображение этих волн и есть отображение мира. К такому выводу я пришла, внимательно вслушиваясь и вглядываясь в мое внутреннее и окружающее меня пространство. Изображая с помощью волн наш макро и микрокосмос, находя новые формы и оттенки, я ставлю перед собой задачу показать зрителю мир невидимый, сделать его ощутимым и видимым. В этом помогает мне Музыка.

Как мы чувствуем и слышим музыку? Что с нами происходит в этот момент? Какие видения проплывают перед нашим внутренним взором? Как отзывается душа на то или иное произведение? Другой человек не может увидеть то, что в данный момент видим и чувствуем мы. С раннего детства я видела музыку в движении и в цвете. Захотелось написать и нарисовать мое видение, показать тот удивительный цветной и многообразный мир, который проносится перед внутренним взором. И снова пришел образ волн. Волны проявились во всем своем великолепии, то протяжные и длинные, то рваные и пульсирующие, то короткие и нервные… Каждое следующее произведение приносило свой поток цвета, линий, движения, новых проявленных образов, появляющихся из звуков и ритмов. Так появился цикл работ «Музыкально-живописные импровизации». Если в начале своего волнового творчества я писала музыкантов и ту атмосферу, которая возникает в момент исполнения музыкального произведения в которое они вкладывают свою душу, то теперь я пишу и рисую непосредственно саму музыку в момент ее звучания.

Одновременно, с поиском новых форм и способов передачи пространства и времени, невидимого мира наших чувств и эмоций , пришла в мою жизнь книга известного индийского музыканта и философа Хазрат Инайят Хана. В его книге «Мистицизм звука» находится подтверждение моим поискам: он определяет движение бытия как «…главное выражение жизни в красоте, проявленное перед нами. В линии, в цвете, в смене времен года, во вздымании и падении волн, в ветре, в буре, — во всей красоте природы существует постоянное движение. Именно это движение вызывает день и ночь, смену времен года, и это движение дает нам понимание того, что мы называем временем.»

Можно найти много слов созвучных английскому «wave» – волна. Так в переводе «waveform» — форма волны, а созвучие «art waveform» трактуется как искусство формы. Все термины имеют в своем сочетании три основных понятия – волна, форма и искусство. Они и характеризуют работы этого цикла.
Можно дать название такому «волновому» направлению в живописи Вейв Арт — искусство волны.

// Елена Березина




...Волновая природа искусства...

Волны и частицы суть разные проявления материи. Фотон – квант света – одновременно и мельчайшая волна, и частица, существующая только в движении. Ничто не может догнать фотон – при приближении к скорости света масса тел стремится к бесконечности, а время при этом замедляется. Кто знает, может быть, это и есть то мифическое нуль-пространство, где времена, следуя тексту Откровения св. апостола Иоанна Богослова, и впрямь "совьются в свиток"?

На интуитивном уровне – художники, на мыслительном уровне – философы, на уровне эксперимента и его обобщения – ученые, все в свой черед приходят к общим знаменателям, все находят пресловутые "кирпичики мироздания". Художник, я думаю, здесь счастливее многих: ему дано красками, словами, звуками, пластикой танца выразить и цельность, и дискретность пространства-времени, показать волновое устройство мира, тем самым незаметно обращая наше эмоциональное внимание на изначальную волновую природу художества.

Ветер – это волны, он движется и набегает порывами и вихрями. Вода немыслима без разных волн – это и мелкая рябь на поверхности реки, и гигантские волны океанского шторма, и цунами. Повторяемость, ритмика, реприза, текучесть, пульсация – это все близко материи искусства, самому его существованию в трехмерном мире. Так, как под ветром волнуются поле или луг, под пальцем колеблется и волнуется потревоженная струна. Звучит основной тон, и все выше и выше поднимаются обертоны звука – его волны, утихающие наверху, растворяющиеся в небесах. Огромные невидимые радиоволны обнимают землю, и в любви мужчина обнимает женщину, и по телам, полным наслаждения, и по бьющимся в унисон сердцам идут крупные волны – счастье набегает, отлетает и снова приникает к влюбленным, их колышут волны чистой радости.
Художника с давних пор обуревала мечта соединить в изобразительном искусстве свет, звук, цвет, время, пространство. Ассоциативное мышление присуще художнику, оно помогает ему изобразить жизнь не в статике, а в непрерывном течении, струении, дрожании, движении. Высшие достижения мирового искусства основаны на этом законе синтеза: музыки (звука) и цвета.

Это и есть творческий путь, творческий вектор художника Елены Березиной.

В юности ей довелось испытать, во время погружения в свой внутренний мир, живописное, пластическое видение музыки. Музыку она не только слышала, но и видела, музыка обретала формы, жила и пульсировала в них. Елена рассказывает, как перед ее внутренним взором проплывало раннее утро, искрился под солнцем песок на морском берегу, нежно и ритмично набегал на берег прибой. Под ветром, как огромная раковина, пела древняя амфора. Художник делится с нами своими воспоминаниями: "Каждый звук имел свой цвет... Это было похоже на многоголосый ангельский хор... Музыка неземной красоты, чистоты и возвышенности...".

С этого давнего переживания и началось движение художника к поиску новых форм, собственной стилистики, приведшее в результате к открытию нового направления в живописи - сама Елена назвала его "вейв-арт".

Художник делает шаг к изображению, казалось бы, неизобразимого, тем самым открывая внутри живописи новые возможности, обозначая новые ее горизонты. Вейв-арт, стиль Елены Березиной, ее несомненное открытие, опирается на череду ритмических моментов (как в музыке), на воспроизведение колористической пульсации (как в природе). При знакомстве с такой живописью в душе у зрителя рождается понимание, постижение природы движения. Живопись перестает быть застывшей, статической и становится движущейся, динамической. Она пульсирует, вспыхивает, переливается, устремляется: движется.

Как устроен человеческий глаз? Человеческое ухо? И свет, и звук есть волны. Все пребывает в движении, все есть perpetuum mobile, и, как сказал немецкий музыкант Ганс фон Бюлов, пробуя написать "музыкальную библию": "Аm Anfang war der Rhytmus" ("В начале был ритм"). Художник Елена Березина делает смелый шаг к тому, чтобы полноправно поселить волну, волны на поверхности холста, как на поверхности моря. Но наблюдение волны живописцем - не только наблюдение ее поверхности; Елена Березина делает попытку визуально постичь ее внутреннюю природу, ее глубину, ее тайну. Обычная волна представлена на полотнах Елены "Легенда о реке Катунь", "Наблюдение за большой рыбой"; в картине "Полдень в Коралловой бухте" волна увидена как будто "на просвет" – вспышки света пронизывают, пронзают воду, взгляд зрителя надолго остановлен завораживающей ритмикой красоты. Но автор идет дальше, ведь каждый художник, по сути, философ, ему подвластно осмысление мироустройства. В работах "Танцующее Пространство", "Пространство и Время" отражены раздумья мастера о бытии. Волна – это и направление, и скорость, это энергия, и волна так же непреложно переносит информацию, как и символы, знаки, буквицы.

Гигантские галактики, спиральные волны, возможно, являются "переносчиками" жизни, участниками великой эстафеты миров, вселенской витальной мистерии. Художник тонко чувствует эту связь микро- и макромира, подчеркивая в своем творчестве бессмертный дуализм Вселенной ("Птица День и Птица Ночь"). А космическая спираль, перманентный лейтмотив всего сущего, появляется в работах "Под знаком Рыб", "Путь", "Ласточка".

Существование волны в изобразительном искусстве, тяга к ее запечатлению и исследованию лишь подтверждает прекрасную догадку Гераклита: "Panta rei" – "Все течет". Течет река с ее волнами, течет и дрожит земной воздух, течет и наплывает волнами время, и все это вечные материи искусства, в том числе и живописи. Елена Березина посредством своей живописи смело вступает в область синтеза изобразительного искусства, философии, музыки и поэзии, и это новаторское направление ее работы не может не восхищать.

// Елена Крюкова, писатель, искусствовед, член Союза писателей России




С творчеством художника Елены Березиной можно ознакомиться на нашем сайте: berezina_e.artnow.ru




28 марта 2017г.

Средняя оценка: без оценки (голосов: 0)

Комментарии


Для того, чтобы обсуждать и оценивать материалы, необходимо авторизоваться.
Мельник Александр
Ветреный день
Мельник Александр. Ветреный день
7500 р.
Волков Сергей
"Аннушка" с Яузского бульвара на Покровский
Волков Сергей. "Аннушка" с Яузского бульвара на Покровский
55000 р.
Томиловская Екатерина
Загадай желание
Томиловская Екатерина. Загадай желание
19000 р.
Щупак Виктор
Крым
Щупак Виктор. Крым
65000 р.
Вырвич Валентин
Старик в шубе
Вырвич Валентин. Старик в шубе
20000 р.
Селмер Анна
Цветы в голубой вазе
Селмер Анна. Цветы в голубой вазе
12000 р.

Новости культуры Практические советы Наши выставки Рейтинг художественных сайтов Политика защиты и обработки персональных данныхО нас, контакты info@artnow.ru

© ArtNow.ru 2003–2024 | Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с согласия их авторов с обязательной ссылкой на ArtNow.ru

Работа добавлена в корзину