Валентин Серов в Русском музее
К 140-летию со дня рождения художника Русский музей подготовил экспозицию, которая включает около 100 рисунков, 25 живописных произведений и 24 гравюры. Впервые посетителям будет показана столь полная коллекция его работ.
Уникальность экспозиции, получившей название «Валентин Серов в Русском музее», в том, что посетители увидят графические произведения художника, менее известные по сравнению с его живописными полотнами. «Бумажные материалы гораздо труднее сохранить от разрушающего света, их нельзя экспонировать долго, поэтому серовская графика - не менее важная часть его художественного наследия - сравнительно мало известна», - подчеркивают в Русском музее.
Среди графических произведений - первые работы художника, проходившего обучение под руководством Ильи Репина, наброски, карикатуры, а также законченные портреты и композиции.
Среди других экспонатов выставки специалисты Русского музея выделяют занавес к балету «Шахерезада», выполненный художником в 1911 году. Он предоставлен на время проведения выставки Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем и впервые экспонируется в России.
Валентин Александрович Серов родился в семье композиторов А.Н. Серова и В.С. Серовой. Редкая наблюдательность и способности к рисованию пробудились у мальчика рано, а условия, в которых он рос, благоприятствовали развитию дарования.
Сначала Серов учился у немецкого художника-офортиста А.Кёппинга, затем его учителем стал И.Е. Репин. Два года Серов занимался рисованием и живописью под руководством мастера в Париже (1874-1875) и в московской мастерской.
В 1880 году Валентин Серов поступает в Императорскую Академию художеств, к прославленному П.П.Чистякову, а также продолжает посещать мастерскую Репина. Получив от Академии малую серебряную медаль за этюд с натуры, Серов с разочарованием оставил это заведение в 1884 г. и, переехав в Москву, принялся работать самостоятельно, все более и более совершенствуясь в различных жанрах живописи, преимущественно в портретном.
Большое значение в формировании художественных взглядов Серова имела его жизнь в Абрамцеве и Домотканове. В Абрамцеве он пишет свои знаменитые работы: портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887) и портрет М.Я. Симонович («Девушка, освещенная солнцем»).
Широкая известность портретиста принесла Серову многочисленные заказы на исполнение парадных «великосветских» портретов. В 1900-1903 годах он работал в Архангельском над портретами членов семьи князей Юсуповых: З.Н. Юсуповой, Ф.Ф. Юсупова-отца, Ф.Ф. и Н.Ф. Юсуповых.
В 1897-1909 годах Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВ). Среди его учеников - П.В. Кузнецов, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, К.С. Петров-Водкин, Н.П. Ульянов, К.Ф. Юон.
Не менее интересна работа Валентина Серова в театре. Его эскизы к постановке оперы «Юдифь» А.Н. Серова (Мариинский театр, 1907) стали классикой отечественной театральной живописи. Большой успех имел занавес к балету «Шахерезада», который был создан для Русских балетных сезонов С.П. Дягилева в Париже.
Умер Валентин Серов в возрасте сорока шести лет рано утром 22 ноября 1911 года.
Русский музей обладает важной - по размерам и по качеству - частью творческого наследия Серова. Здесь хранится 359 его произведений, в том числе 56 картин, 266 рисунков, 35 гравюр, 2 скульптуры (бронза и фарфор), отразивших многообразие поисков мастера в течение трех с половиной десятилетий его деятельности.
К бесценным сокровищам музея также принадлежат хранящиеся в отделе рукописей около пятидесяти писем, телеграмм, открыток Валентина Серова, представляющие мысли художника по различным вопросам художественной и общественной жизни страны.
Выставка работ Валентина Серова открыта с 3 ноября 2005 г. по 13 февраля 2006 г. в корпусе Бенуа Русского музея в Петербурге.