Ваша корзина Личный кабинет

Художник Аксенов Юрий Алексеевич

Аксенов Юрий Алексеевич
Веб-адрес: aksenov1.artnow.ru
На сайте с 8 апреля 2015
Рейтинг ArtNow:
     - живопись: 593 балла
     - графика: 546 баллов

Живопись (100 картин)

Туман
Туман
Провидец
Провидец
Песнь о весне
Песнь о весне
Приют ночных бабочек
Приют ночных бабочек


Графика (166 картин)

Серия "Творцы. Памяти художников Приморья". Михаил Таболкин
Серия "Творцы. Памяти художников Приморья". Михаил Таболкин
Серия "Творцы. Памяти художников Приморья". Олег Григорьев
Серия "Творцы. Памяти художников Приморья". Олег Григорьев
Обложка книги А.Р.Артемьева "Города Псковской земли 13-15 вв."
Обложка книги А.Р.Артемьева "Города Псковской земли 13-15 вв."
Летний вечер
Летний вечер


Творческая биография художника


Аксёнов Юрий Алексеевич
график-станковист, книжный график, живописец

Основные даты жизни и творчества
1950родился 14 февраля в г. Тюмень в семье служащих
1967окончил СШ №27 г. Тюмень
1965-1968 учеба в художественной студии при Управлении культуры облисполкома г. Тюмень
1968-1969работал художником-оформителем в Институте нефтегазовой промышленности в Тюмени
1969-1971два курса учился в Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной на отделении проектирования выставок и рекламы
1971-1977работал художником-оформителем в Тюменском отделении Художественного фонда РСФСР
1971начало выставочной деятельности
1972член молодёжного объединения Тюменской организации Союза художников РСФСР
1973женился на Лидии Михайловне Аксёновой, урождённой Фёдоровой, родился сын Алексей
1977приехал во Владивосток на постоянное жительство
1977-1992работал художником-оформителем в Приморском отделении Художественного фонда РСФСР, специализировался на проектировании и эскизах интерьеров, чеканке, монументальной росписи, станковой графике
1986родилась дочь Ольга
С 1990работал в Дальневосточном книжном издательстве
и в издательстве ДВГУ
С 1992сотрудничество с Приморской организацией Союза писателей России: оформление книг приморских авторов
С 1995член Приморского отделения ВТОО « Союз художников России»
Награды
2013 Премия мэрии Владивостока победителю творческой выставки-конкурса «Мой город у моря», посвящённого Дню города, в номинации «Изобразительное искусство»
2015Медаль администрации г. Владивостока «За вклад в развитие города»
Лауреат международной премии «Тигриная история». II место в номинации «Графика»
Почетная грамота департамента культуры Приморского края
2015Серебряная медаль Союза художников России "Духовность, традиции, мастерство" Удостоверение от 25.11.2015г. N 26

Выставки
1971-1976участие в областных художественных выставках, Тюмень
С 1977участие в краевых художественных выставках, Владивосток
1978всесоюзная выставка «Страна родная», Минск
«40 лет Приморскому отделению СХ РСФСР», Владивосток
1979всесоюзная выставка «Голубые дороги Родины», Москва, Ленинград
1980VI республиканская выставка «Советская Россия», Москва
1980V зональная выставка «Советский Дальний Восток», Чита
1985VI зональная выставка «Советский Дальний Восток», Владивосток
1990VII зональная выставка «Советский Дальний Восток», Якутск
1995«Художники Владивостока», США, Сан-Франциско; международная выставка, посвящённая «Дню Земли», Владивосток
1999«Детский портрет», Владивосток, Музей современного искусства «Артэтаж»
2001«Дар добрых сердец», выставка к 35-летию Приморской государственной картинной галереи, Владивосток
2005III Владивостокская биеннале визуальных искусств, Владивосток, ПГОМ им. В.К. Арсеньева
2007II выставка графики памяти А. Камалова, Владивосток, Приморская государственная картинная галерея
«Русская мандала», Владивосток, галерея РОRТМАY
«Звезда рождества», Владивосток, галерея РОRТМАY
2008X региональная выставка «Дальний Восток», Хабаровск
2008 «Приколы нашего городка», Музей современного искусства «Артэтаж», г. Владивосток.
2008«Город, называемый Урадзио: история Владивостока глазами Японцев», Художественный музей г. Ниигата, Япония
2009«В поисках изумрудов», Владивосток, галерея РОRТМАY
2009«Современная живопись России – художники Владивостока», Художественный музей, г. Пуссан, Южная Корея
2010«Владивостоку - 150 лет», краевая юбилейная выставка Владивосток, Дом художника
«65 лет победы в Великой Отечественной войне», Владивосток, Дом художника
«Графика Владивостока», Владивосток, Дом художника
«Миллионка вчера, сегодня, всегда», Владивосток, Дом художника
«Зимний сад», Владивосток, галерея РОRТМАY
2011выставка эротического искусства, Владивосток, галерея РОRТМАY
«Снежная бабочка», Владивосток, галерея РОRТМАY
«Художники флоту», всероссийская выставка, Владивосток, Музей современного искусства «Артэтаж», г. Владивосток.
2012«Книжная графика Приморского края», Владивосток, ПГОМ
им. В.К. Арсеньева
«Русские народные галлюцинации», Владивосток, галерея РОRТМАY
2013«75 лет Приморскому отделению Союза художников России», Владивосток, Дом художника
XI региональная выставка «Дальний Восток», Комсомольск-на-Амуре
Краевая «Рождественская выставка», Владивосток, Дом художника
2014Краевая художественная выставка «Художники Приморья», Владивосток
2015«Миры книг» (в рамках «Года литературы в России»), Дом художника, г. Владивосток.
Передвижной арт-проект «Великая Победа», Дом художника, Владивосток, выставочный центр им. Тенишевых, Смоленск, Тверской областной Дом народного творчества, Тверь
«Владивосток 155», Дом художника, г. Владивосток.
Выставка-конкурс «Тигриная история», (2-е место в номинации «Графика»), Владивосток
«Осенняя краевая выставка», Владивосток, Дом художника
Межрегиональная выставка «Сибирь – Дальний Восток», ВЦ «Сибирь», Красноярск
2016 «Владивосток 156», Дом художника, Владивосток
«Искусство натюрморта», Дом художника, Владивосток
«Ихтиология: рыба в произведениях приморских художников», Приморская государственная картинная галерея, Владивосток
Осенняя краевая выставка, Дом художника, Владивосток
«Искусство графики», Дом художника, МВК ВГУЭС, Владивосток
Рождественская выставка, Дом художника, Владивосток
2-я межрегиональная художественная выставка «Сибирь- Дальний Восток», Нинбо (КНР)
Международный передвижной арт-проект «От Лиссабона через Минск до Владивостока», галерея им. М. Савицкого. 22 декабря 2016 г.- 5 февраля 2017 г., г. Минск
2017Выставка " Кое- что о Еве", Музейно-выставочный центр ВГУЭС, Владивосток
«Морская», Дом художника, Владивосток
«Владивосток 157», Дом художника, Владивосток
«Портрет», Дом художника, Владивосток
IV российско-китайская ЭКСПО «Край, в котором мы живем», Харбин, КНР
Международный передвижной арт-проект «От Лиссабона, через Минск, до Владивостока». г. Москва, посольство Белорусии, г. Астана (Казахстан) «Националный художественный музей Казахстана»
Международная специализированная выставка ЭКСПО-2017 г. г. Астана (Казахстан), экспозиции 115 стран
Межрегиональная художественная выставка «Урал, Сибирь, Дальний Восток», Новосибирск

Персональные выставки
1995Дом радио, Владивосток
2003Артклуб «Премьера», Владивосток
2015Графика, живопись, Дом художника, Владивосток
Книжная графика, Приморская Государственная картинная галерея, Владивосток.
2017«Владивосток – моя история», Музей современного искусства «Артэтаж», г. Владивосток

Работы в коллекциях
в Приморской государственной картинной галерее
в Музее современного искусства Артэтаж, Владивосток
в частных коллекциях в России, США, Японии, Китая, Республики Корея, Австралии, Новой Зеландии.

Город Тюмень ассоциируется с первыми поселениями русских в Сибири, с привольными реками, связавшими Сибирь с Дальним Востоком и Крайним Севером, наконец, с именем Дмитрия Менделеева, который помимо того, что создал знаменитую таблицу химических элементов, стоял у истоков нефтяного дела в России.
Это место, напитанное особой энергией, стало местом рождения одаренного приморского художника – живописца и графика Юрия Алексеевича Аксенова. Он родился 14 февраля 1950 года в Тюмени. Там сложился его первый художественный опыт, который позволили ему поступить в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной. Три года Юрий занимался в изостудии при управлении культуры облисполкома г. Тюмень. В 1972 году, вернувшись из Ленинграда в родной город после Мухинского училища, стал членом молодежного объединения Тюменской организации Союза художников РСФСР. И если уж говорить о влиянии места рождения, среды, в которой формировался человек изначально, то, скорее всего, это влияние заключается в том, что Юрий Аксенов ощущает себя личностью вольной, прямодушной и искренней, видит жизнь творчески, как бы ни складывались обстоятельства, любит ее, метким глазом художника выхватывает детали, из которых строит свою собственную живописную картину мира.
К слову, прямодушие в свое время сослужило Юрию Аксенову не лучшую службу: закончить обучение в Мухинском училище не удалось. В 1971 году студент, который прямо высказывал свои мысли по поводу некоторых событий того времени, был отчислен. Однако, атмосфера Ленинграда и непосредственно учебного заведения, где преподавали такие мастера как Г. Егошин, Л. Линдрот, М. Гизе и другие, изваяла из Ю. Аксенова художника большого творческого диапазона, способного на эксперимент, и в то же время имеющего определенные приоритеты. Позже, уже после приезда во Владивосток, в Художественном фонде Приморского отделения Союза художников РСФСР художник занимался чеканкой, проектированием, выполнял эскизы монументальных работ, живописью и графикой участвовал в серьезных выставках, проявил себя в области книжной графики. Что касается приоритетов, то призванием, даже можно сказать, способом осмыслить действительность, чтобы выразить ее в большом количестве сюжетов на разные темы, явилась графика.
Питерское студенчество осталось в нескольких ранних, небольших по формату работах, одна из которых «Женщина и музей» (1972) красноречива и названием, и сюжетом и как раз говорит о том, насколько Ленинград, который называют городом музеев, проник в душу художника. Изображенная на фоне здания с узнаваемой архитектурой женщина глядит внимательными глазами, будто обращенными внутрь своего мира. Некоторой вариацией темы и логичной парой этой читается другая работа «Двор», также являющая образ Ленинграда. Лица женщин даны крупно, в плоскостной манере, как будто действие происходит не в обычной жизни, а некоем иконном пространстве.
Этот прием присущ другим ранним работам Ю. Аксенова – графическим листам «Мастер», «Мальчик и город» и живописным полотнам «Молодая семья» (1972), «Утро в деревне» (1973). Лаконичные по письму, с некоторой статикой фигур, эти работы наделены особой выразительностью, которая характерна для старых фресок. Прием сохранился в той или иной мере и работах следующих периодов, став отличительной манерой автора работ, которого уже после приезда во Владивосток из Тюмени на 5-й зональной выставке «Дальний Восток» в Чите назвали одним из самых интересных графиков зоны.
Об этой манере Ю. Аксенова, несколько наивной, обладающей своеобразной пластикой в 1990-е годы дальневосточный искусствовед В. Кандыба писал: «Художник добровольно самоограничился в сложности приемов изображения, внешне умалился до «наива». Но, разумеется, по большому счету все это маска, лицедейство, оборотная сторона сложности в современном искусстве. Он (Ю. Аксенов – прим. авт.) решает вопрос: как сегодня, будучи реалистом, добиться свободы и наглядности духовного выражения модернизма?». С точки зрения сегодняшней уже после того, как родились серии графических листов «120 дней Содома», «Сны приморского города», «Город у моря», уместно сказать, что свобода и наглядность воплотились для Юрия Аксенова, скорее всего, в готовности к некоей повествовательной сюжетике, в которой автором осмыслены помимо всего прочего события истории Владивостока, ставшего ему родным не менее, чем город, в котором он появился на свет. А может быть, и более, ведь по его собственному замечанию, во Владивостоке он прожил большую часть своей жизни, что называется, пророс корнями в Миллионке, на мансарде одного из домов которой расположилась мастерская.
Не случайно именно Юрий Аксенов удостоился премии в номинации «изобразительное искусство» в 1-м конкурсе «Мой город у моря», учрежденном главой Владивостока. В тщательной прорисовке лиц, знакомых улиц, абрисов сопок и домов Юрий Аксенов снова и снова фиксирует свои эмоции, не опасаясь социальной заостренности в одних работах («Памяти павших деревьев», «2-я Речка. Лагерь»), и удивительной лиричности в других («На сопках Манчжурии», «Влюбленные»). По признанию автора, он не обдумывает заранее композицию, может начать рисовать с любого места на листе, и обязательно доведет задумку до завершения.
Несмотря на узнаваемость манеры, вряд ли можно заподозрить Ю. Аксенова в использовании однажды найденного изобразительного приема. В серии удивительно тонких, изящно выполненных в технике граттажа работ художник проделывает едва ли не ювелирную работу, скрупулезно прорабатывая рисунок цветочных лепестков, ветвей деревьев, завитков волос у спутниц Нептуна. Аксенов-гравер, создающий уникальные листы, виртуозен. Можно лишь сожалеть, что опыт работы художника в эстампе не был реализован. В ряде работ Ю. Аксенов перед тем, как начать работу над произведением, прибегает к специальной обработке поверхности бумаги, придавая изображению объемность.
Отдельно следует сказать о книжной графике Аксенова. Художник плодотворно работает в этой области и сегодня, положив начало опыту иллюстрирования книг 25 лет назад. Издания Дальневосточного книжного издательства, издательства Дальневосточного университета запомнились читателям точным по соответствию эмоциональной канве произведений визуальным рядом. Им созданы графические образы к произведениям Понсона дю Террайля, В. К. Арсеньева, сборнику «Маска Ктулху», документальному рассказу о войне «Раненные деревья», детским издания Д. Старцева, В. Малиновского, русским народным сказкам и другим. Яркое дарование художника оживляет жутковатые образы Августа Дерлета, сочные и забавные фигуры Зайца, Колобка, Деда, задумавшегося над тем, как вытащить из земли Репку.
Полновесным и не менее разнообразной представляется живописная часть творчества Юрия Аксенова, в которую включены жанры портрета, натюрморта, городского пейзажа, сюжетные композиции. Его работы многоассоциативны, подчас пронзительно чисты и трогательны, будоражат чувства зрителя, не всегда готового к такой открытости и искренности высказывания. «Полет Луны» вызывает эмоциональные и смысловые ассоциации со знаменитой «Прогулкой» М. Шагала: Юрий Аксенов выступает в данной ситуации неким наблюдателем, обобщающим образ, смотрящим за влюбленными как бы со стороны, давая и зрителю возможность подключения к энергетическому каналу любви.
Иное звучание присуще портретам близких художнику людей. Щемящим ощущением беззащитности наполнен «Потрет сына», эстетически выверены «Портрет жены» и «Портрет дочери». Здесь Ю. Аксенов прибегает к сложному соединению разных стилистических приемов, обращению к живописной сюжетике прежних эпох, выстраивая некий особый мир, в котором живут герои его портретов. В «Портрете дочери» использован мотив зеркала, имеющего сходную с картиной смысловую природу: отражение в зеркале трансформирует современную девушку в образ Прекрасной Дамы подобно тому, как замысел художника трансформирует события жизни в созданную художником историю. «Портрет жены» выведен из конкретного временного пласта менее буквально и очень тонко: архитектурная деталь и мотив встраивания в композицию самого художника придают полотну надвременность и универсальное звучание, расставляя необходимые смысловые акценты.
Особыми пластикой и ритмом наполнены натюрморты Ю. Аксенова: раковины, посуда, цветы, запечатленные художником, являют особый материальный мир, обладающий собственной эстетикой и постоянством. В этом мире кроется явный намек на пребывание рядом с морем, в азиатской части мира, в то же время в стилистике работ явно просматривается традиции метафизического натюрморта, обладающего особой геометрией формы.
В одной из публикаций Юрия Аксенова назвали художником-композитором. В этом высказывании верно подмечен главный принцип творчества: Аксенов – составитель, сочинитель, создатель Образа действительности. В этой ситуации, думается, уместно вспомнить небольшое по формату полотно «Дары провидения»: благословляющий крест дарует человеку силы в исполнении духовного долга.
Ольга ЗОТОВА,
член ВТОО «Союз художников России»,
кандидат искусствоведения,
доцент Школы гуманитарных наук ДВФУ
Панов Эдуард
Сирень на солнце
Панов Эдуард. Сирень на солнце
80000 р.
Лаповок Владимир
Париж. Нотр-Дам осенью
Лаповок Владимир. Париж. Нотр-Дам осенью
300000 р.
Коваленко Лина
Подсолнухи
Коваленко Лина. Подсолнухи
70000 р.
Свинин Андрей
Бабье лето
Свинин Андрей. Бабье лето
15000 р.
Степанов Павел
Горные цирки Камчатки. Сентябрь
Степанов Павел. Горные цирки Камчатки. Сентябрь
120000 р.
Силантьев Вадим
Солнечная стена
Силантьев Вадим. Солнечная стена
50000 р.

Новости культуры Практические советы Наши выставки Рейтинг художественных сайтов Конкурсы Политика конфиденциальностиО нас, контакты info@artnow.ru

© ArtNow.ru 2003–2021 | Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с согласия их авторов с обязательной ссылкой на ArtNow.ru
Мы в Instagram Мы в Facebook

Работа добавлена в корзину