Ваша корзинаИзбранное Личный кабинет

Художник Низамов Роберт Зуфарович

Низамов Роберт Зуфарович
Веб-адрес: nizamovrobert.artnow.ru
На сайте с 3 декабря 2009
Рейтинг ArtNow: 477 баллов

Живопись (55 картин)

Воронцовский парк. Алупка
Воронцовский парк. Алупка
Воронцовский парк. Алупка
Воронцовский парк. Алупка
Дом Викулова. Алупка
Дом Викулова. Алупка
Воронцовский парк. Алупка
Воронцовский парк. Алупка


Творческая биография художника


Низамов Роберт
20.04.1970 г. родился в г. Казани.
1985-1992 - г. учился в Казанском Художественном училище у преподавателей Хамидуллина А. Г. и Вагапова М. А.
1992-1998 - г. МГАХИ им. Сурикова, мастерская театральной живописи Курилко-Рюмина М. М., Лебедевой Р. И.
и мастерская монументальной живописи Максимова Е. Н., Лубенникова И. Л.
С 2001 г. член Московского Союза Художников.
Живет и работает в Москве.

Движение живописи. Вильям Мейланд

Московский художник Роберт Низамов в небольшом авторском эссе с сожалением отмечает, что "настоящая Живопись пропала из нашей жизни. Ее практически нет ни в официальных выставочных залах, ни в галереях современного искусства". Но, исчезнув отчасти во внешнем мире, живопись расцвела пышным цветом в творчестве самого художника, о чем свидетельствует длинный ряд пейзажей, увиденных Низамовым в разных городах и странах. Разумеется, будучи профессиональным живописцем, закончившим Московский государственный институт имени В. И. Сурикова, Низамов активно работает и в других жанрах и видах изобразительного искусства (портрет, натюрморт, интерьер, обнаженная натура, монументальные росписи). Однако, по количеству и разнообразию произведений пейзаж значительно преобладает, вбирая в себя главные стилистические и формальные поиски художника на протяжении последних двадцати лет.

Влияние классического французского импрессионизма и некоторых последующих течений мировой живописи конца XIX - начала XX века в творчестве Низамова очевидно. Причем ни о каком буквальном следовании конкретным мастерам речь не идет. Художника интересует плоть живописи во всех ее ипостасях. В частности, начиная с середины 1990-х годов, он пишет ряд практически абстрактных работ ("Стена", "Осенние тени", "Камни”, "Прибой”, "Оливковая роща"), где фигуративность почти полностью уступает место вязкой красочной стихии. Художник не слишком озабочен узнаваемостью той или иной местности. Растительность, детали архитектуры и любые иные составляющие пейзажа для него вторичны. Главенствует колорит, определяющий время года, дня и соответственно состояние художника, погруженного в созерцание цвето- и световоздушного пространства.
Изображая, например, московские мосты - Большой Каменный или Крымский, - художник поглощен игрой бликов в реке и сиянием огней на фоне вечернего или ночного неба. Различия в конструкциях сооружений в пейзажах несущественны. Красочная феерия, интенсивная работа кистью, фактурное разнообразие - вот ведущее начало этих полотен.

География пейзажной живописи Низамова начинается с Казани, где он родился и учился в 1985-92 годах в городском художественном училище. Дальнейшая жизнь в Москве, поездки по стране и за ее пределы значительно расширили диапазон природного окружения.
В зимних казанских пейзажах 1996-97 годов отчетливо проявился интерес художника к разработке цветовой и световоздушной среды. Причем если в пейзаже 1996 года зритель видит конкретный старый двухэтажный дом, сараи и крыши, покрытые толстым слоем снега, то в пейзажах 1997 года это скорее светлые призрачные видения с угадывающимися заснеженными деревьями и почти неразличимыми строениями.
В этих сравнительно ранних работах художник, по сути, нашел свой путь и живописную импрессионистическую манеру видения. Оказавшись примерно в эти же 1990-е годы в подмосковном городе Переславле-Залесском, он создает обширный ряд пронизанных солнцем летних пейзажей с лодками и деревянными мостами на реке Трубеж. Для него свойственны предельные живописные растворения - "Сад" (1995), "Речка Трубеж" (1997), - где он старается передать влажную атмосферу с утренними туманами на реке, которая является главной магистралью старинного города, давно любимого многими поколениями российских художников.

Водная стихия в пейзажах Низамова присутствует довольно часто. Море, река, каналы, то есть всё то, что способствует отражению и растворению. Реальность удваивается, дробится, теряет свои прочные формы. Таким образом, это дробление значительно увеличивает текучесть и подвижность живописи. Нечто подобное наблюдалось и в творчестве ведущих французских импрессионистов, изображавших мосты, лодки, сцены на реке и морских побережьях, пруды и озера, поросшие водорослями и кувшинками. Достаточно вспомнить поздние серии Клода Моне, особенно полно представленные в парижском музее Оранжери.

Написанные Низамовым в 2014 году пейзажи Амстердама никакой изобразительной информации об этом европейском городе не несут. Перед нами лишь вязкие мазки кисти, комбинация холодных и теплых красок, передающих присутствие воды. В это же время художник пишет обширную серию "Яхты", где морское побережье и обилие разнокалиберных судов и лодок со всеми снастями и оборудованием более зримо и напоминает традиционные реалистические картины маринистов.
Пейзажи Крыма (2014) и Афона (2015) переносят нас в среду повышенной солнечной энергетики. Янтарная древесная сень, сверкающие белизной стены домов, фруктовые сады и экзотическая растительность южной природы - всё создает впечатление, что художник попал в "райские кущи". "Сад. Закат", "Хурма. Афон", "Дионисиат" и т. д. - Всё это своеобразный гимн солнечному свету, подчеркнутому прозрачными холодными тенями и небесной голубизной.

Интерьер и натюрморт довольно редко встречаются в творчестве Низамова. Просторный зал с высокими окнами и длинным столом ("Кусково", 1993), "Стулья" (1997), натюрморт "Рыбы" (1994) и почти абстрактная композиция 1997 года со свободно рассеянными по прямоугольнику холста цветами и кувшинами - вот то немногое, что было создано художником в этом жанре почти два десятилетия назад. Специальным подбором предметов и их концептуальным размещением художник не занимался. Он просто застиг предметы в их случайном существовании и запечатлел в присущей ему свободной манере быстрого энергичного письма.

Четыре гризайли 1997 года, выполненные темперными красками представляют собой портреты в интерьере - "Трое", "Бабушка" (два варианта), "Модель". Не отвлекаясь на привычную цветовую и декоративную разработку каждой из названных композиций, художник выступает как внимательный психолог, раскрывающий внутренний мир своих героев. Дробная манера письма с просвечивающейся белой бумажной основой позволяет каждой жанровой сцене "дышать". По сути это не столько привычный для художника живописный, сколько графический импрессионизм, расширяющий наше представление о пластических возможностях Низамова.

Обнаженные модели сравнительно раннего периода творчества (1994-96) и портреты 2011 года - еще две разновидности движений и неожиданных направлений в живописи художника. Почти пуантелистская манера нанесения холодных светло-голубых красок в двух вертикальных обнаженных фигурах 1994 года мирно соседствует с оранжево-розовым и светло-зеленым маревом теплой части цветового спектра, в котором выполнен портрет другой обнаженной.

Что же касается портретов, то есть крупных мужских и женских голов, то они изображены буквально в упор - глаза в глаза. Фон почти отсутствует. Овал лица попросту не умещается в размеры холста. И это уже не привычные приемы тонкого и нежного импрессионизма, а самый настоящий жесткий экспрессионизм. Напряжение особенно заметно в портретах пожилых людей, чей взгляд трудно выдержать. Можно только гадать, зачем художнику понадобился подобный "медицинский" эксперимент. Нечто похожее происходило в первые 20-30 лет XX века в искусстве немецких экспрессионистов. Причем весь предшествующий путь, пройденный Низамовым, никак не предполагал подобной "смены руки".

Но подлинная революция в живописи художника случилась в последние три года, когда появились этюды и более основательные произведения, объединенные темой деревенской жизни. Коровы, козы, лошади написаны в сугубо реалистической манере. Тела домашних животных буквально светятся теплым светом на темном фоне хлева или среди зелени полей. Моря, яхты, сады и горы Крыма и Кавказа, не говоря о "старых камнях Европы", кажутся чем-то бесконечно далёким и несовместимым с сельской повседневностью средней России.
А между тем годы создания пейзажей, написанных в южных краях, совпадают с деревенской поэзией и прозой. Дело в данном случае, разумеется, не в географии, а в резком несовпадении живописной идеологии.
Возможно, у художника накопилась усталость от привычных туманных растворений и драгоценного мерцания красок, и захотелось написать нечто натуральное и жизнеподобное. В частности лошадей художник изображает предельно точно со всеми деталями сбруи и грузовой клади. Многочисленные этюды нежных золотящихся на темно-зеленом фоне козочек говорят об увлеченности атмосферой сельской идиллии, подарившей художнику новые свежие впечатления.

Отдельного разговора заслуживает непривычно огромный (214 на 472 см) горизонтальный холст "Деревня". И по своим размерам и по тщательности письма это по-настоящему монументальная картина, где "главным героем" является, чуть ли не в натуральную величину написанная корова, мирно шествующая по огороженному загону, отражаясь в зелено-голубой луже в центре композиции. Обращает на себя внимание, как подробно написан окружающий пейзаж и сама земля на переднем и заднем плане со всеми торчащими стеблями соломы и неровностями почвы. Поистине эпическая картина, которую могли бы одобрить самые придирчивые представители русской реалистической школы от членов "Союза русских художников" конца XIX - начала XX века до таких советских классиков, как Аркадий Пластов или братья Алексей и Сергей Ткачевы и другие мастера, разрабатывавшие тему российской деревни.

Оглядываясь на двадцатилетний путь, пройденный Робертом Низамовым, можно сделать вывод не только о разнообразии его живописи, но и о непредсказуемости её развития. Художник не замыкает себя в рамки однажды найденного и опробованного, справедливо утверждая, что "настоящая Живопись не должна становиться заложницей ни художественного рынка, ни новомодных течений. Она, как и подлинная музыка, должна рождаться не на потребу, не на заказ, но потому, что не может не родиться".

Вильям Мейланд
Москва. Май 2016 г.

Выставки

июнь - август 2016
Афон. Святая гора
Музейно-выставочный комплекс Новый Иерусалим
Министерство культуры Московской области Российская Академия художеств
Фонд Русский Мир
СХ МДИ МСХ
Ново-Иерусалимская набережная дом 1
Истра

март - апрель 2016
Персональная выставка
Школа дизайна Детали
улица Спиридоновка 4
Москва

декабрь 2015
Выставка преподавателей арт-школы
Школа дизайна Детали
улица Спиридоновка 4
Москва

июнь 2015
Урок Географии
Выставочный зал Московского Союза Художников, СХ МДИ МСХ
Старосадский переулок д.5
Москва

апрель 2015
Collection on Saatchi Art's
On behalf of chief curator Rebecca Wilson
and the Saatchi Art curation team, I’m very pleased to let you know that your work has been chosen to be featured in the 'Big & Bold: Statement Pieces for $5000 and more' Collection on Saatchi Art's homepage.
Rebecca Wilson Chief Curator and Director,
Art Advisory, Saatchi Art
Los Angeles

март 2015
Персональная выставка
Школа дизайна Детали
улица Спиридоновка д. 4
Москва

январь - февраль 2015
Персональная выставка
Галерея Благодать
улица Панфёрова д. 11
Москва

ноябрь 2014
Выставка-конкурс "Лучшая работа года" Выставочный зал Московского Союза Художников, СХ МДИ МСХ
Второе место и награжден грамотой СХ МДИ МСХ
в номинации "Нереализованные проекты
2013-2014 г." за серию работ "Акватория", "Набережные Москвы"
Старосадский переулок, дом 5
Москва

ноябрь 2014
Выставка 60 лет СХ МДИ МСХ "Стена. Холст"
Центральный Дом Художника
Крымский вал, д. 10
Москва

октябрь 2014
Шаньдунский музей живописи Вэнь Цай
566, улица Циндао, город Жичжао,
восточно-китайская провинция Шаньдун
Китайская Народная Республика

сентябрь 2014
Конкурс на создание концепции оформления станции "Тульская"
Выставочный зал Московского Союза Архитекторов (СМА)
Гранатный переулок, д. 7
Москва

декабрь 2013
Freedom Of Creativity
New York Realism Fine Art
West Park Art Gallery
An International Fine Arts Exhibit
165 West 86th Street, McAlpin Hall
New York

сентябрь 2013
New York - London
House Gallery
An International Fine Arts Exhibit
70 Camberwell Church Street
London Borough of Southwark, SE5 8QZ
London

август - сентябрь 2013
Москва - Пространство для жизни, пространство для творчества
Выставочный зал Московского Союза Художников
Кузнецкий Мост 11
Москва

март 2013
Художник в мегаполисе
Выставочный зал Московского Союза Художников СХ МДИ МСХ
Кузнецкий Мост 11
Москва

ноябрь 2012
80 лет РОО МСХ
Центральный Дом Художника
Крымский вал дом 10
Москва

июнь 2012
80 лет Московскому Союзу Художников
Московский Союз Художников, РОО МСХ
Большой Манеж
Манежная площадь дом 1
Москва

март 2012
Метро 2020
Выставочный зал Московского Союза Художников СХ МДИ МСХ
Старосадский переулок 5
Москва

август - сентябрь 2011
Москва - Пространство для жизни, пространство для творчества
Выставочный зал Московского Союза Художников
Кузнецкий Мост дом 20
Москва

август - сентябрь 2011
Москва - Пространство для жизни, пространство для творчества
Выставочный зал Московского Союза Художников, РОО МСХ
Кузнецкий Мост дом 11
Москва

май 2011
Russian Art Week
Центр Современного Искусства М'АРС
Пушкарёв переулок, дом 5
Москва

апрель 2011
Moscow Art Week
Первая премия в номинации "Пейзаж"
Дом Художника на Кузнецком мосту
Кузнецкий мост, дом 11
Москва

март 2011
Spring in Full Color
New York Realism Fine Art
ASA Art Gallery
An International Juried Fine Arts Exhibition St. Награжден Michael Gold Medal в номинации "Морской пейзаж"
Herald Center Mall, 3rd Floor, 1293 Broadway
New York

февраль 2011
My n*de Valentine
Rogue Space|Chelsea
526 West 26th Street, 9th Fl,
New York

январь 2011
Живопись московских монументалистов
Московский Союз Художников, СХ МДИ МСХ
Дом Художника на Кузнецком мосту
Кузнецкий мост, дом 11
Москва

январь 2011
The International Wave of Fine Arts
ASA Art Gallery
Herald Center Mall, 3rd Floor, 1293 Broadway
New York

октябрь - ноябрь 2010
Sensorial Perspectives
Agora Gallery
530 West 25th St.
New York

октябрь - декабрь 2010
From History to Contemporary
JMA Gallery / N Gallery & Euro-Asian Art Center Margarethengurtel 96
Vienna

апрель - май 2010
International collective exhibition
Camden Art Gallery
61 Chalk Farm Road, NW1 8AN
London

апрель - май 2010
Spring Blossom
Alternative Art Gallery
An International Fine Arts Exhibit
Broadway Mall Community Center Art Gallery
West 96th Street and Broadway
New York

апрель 2010
Kunst pa russisk
Gallery Sigvardson
Ostergade 20 A, 4970
Rodby
Denmark
Грибанов Игорь
Море волнуется
Грибанов Игорь. Море волнуется
25000 р.
Веранес Татьяна
Мексиканский сад
Веранес Татьяна. Мексиканский сад
150000 р.
Парий Анна
Богиня Лакшми
Парий Анна. Богиня Лакшми
80000 р.
Лаповок Владимир
Осень в Сан-Марино
Лаповок Владимир. Осень в Сан-Марино
75000 р.
Щупак Виктор
ФУГА
Щупак Виктор. ФУГА
120000 р.
Константин Павел
Роза
Константин Павел. Роза
99000 р.

Новости культуры Практические советы Наши выставки Рейтинг художественных сайтов Политика защиты и обработки персональных данныхО нас, контакты info@artnow.ru

© ArtNow.ru 2003–2024 | Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с согласия их авторов с обязательной ссылкой на ArtNow.ru

Работа добавлена в корзину