Ваша корзинаИзбранное Личный кабинет

Художник Морозов Виктор Андреевич

Морозов Виктор Андреевич
Веб-адрес: vmorozov.artnow.ru
На сайте с 12 марта 2011
Рейтинг ArtNow: 795 баллов

Декоративное искусство (189 работ)

Последняя (неоконченная) работа
Последняя (неоконченная) работа
Кельтский щит (этапы создания чеканки)
Кельтский щит (этапы создания чеканки)
Кельтский щит
Кельтский щит
Кельтские мотивы
Кельтские мотивы


Творческая биография художника


Виктор Морозов (1949-2023 г.г.)

Занимался чеканкой более 50 лет.
В своем творчестве возродил технику старинных европейских и древнерусских мастеров чеканки по металлу, в основе которой многократная ручная проковка каждого миллиметра поверхности металлического листа.
Произведения отличаются неповторимым сплавом мощи и монументальности образов с ювелирной тонкостью и точностью обработки материала.
Художником создана богатейшая галерея на исторические, мифологические и фольклорные темы и сюжеты. Основные формы работ мастера - крупные настенные панно и декоративные воинские щиты, предназначенные для просторных интерьеров.

Произведения В.Морозова находятся в государственных, корпоративных и частных коллекциях Москвы, Киева, С.-Петербурга, Нижнего Новгорода, Курска, Екатеринбурга и др.

Участник зарубежных, общероссийских, региональных и областных выставок.

Лауреат Международного конкурса Ассамблеи искусств RUSSIAN ART WEEK (Москва.2011).

2012 г. - публикация в Международном каталоге "Новые лица в искусстве/New Faces in Arts"

2015 г. Дипломант Второго Международного конкурса «Лучшие работы года -2015» Международной ассоциации дизайнеров VATIKAM
(Специальный диплом «За сохранение традиций народных ремесел»)

2016 г. Диплом Лауреата 1 степени Третьего конкурса Международной ассоциации дизайнеров VATIKAM "Лучшие работы-2016"с присвоением Почетного звания "МАСТЕР ГОДА" в номинации "Декоративно-прикладное искусство"

2017 г. Победитель сезона «Москва. 2017-весна» на Всемирном форуме искусств
"Арт-География | Art Geo Award" в Конкурсе «Декоративное искусство»
в номинации «Декоративное панно»
Тема: Моя Россия. Единство и многообразие.

2018 г. Публикация в журнале "Русская галерея ХХI " 2018 №2

2021 г. Лауреат I, II, и III cтепени Российской премии искусств
в разделе Декоративно-прикладного искусства в номинации
«Российская премия в области искусства обработки металла»

2021 г. Лауреат конкурса "Лучшие работы - 2020"
с присвоением Почетного звания "МАСТЕР ГОДА"
по версии Международной Ассоциации VATIKAM

Член Профессионального союза художников России.
Рейтинговая категория в Едином художественном рейтинге - 4В.


СТАТЬИ О ТВОРЧЕСТВЕ

Валерия ТЮКИНА Искусствовед
Старший научный сотрудник
Нижегородского государственного художественного музея.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Шар раскаленный, золотой
Пошлет в пространство
Луч огромный,
И длинный конус тени темной
В пространство бросит
Шар другой.
А.Блок

В среде профессионалов и любителей искусства бытует мнение, относящее чеканку по металлу к художественному ремеслу. Произведения нижегородца Виктора Морозова, избравшего этот вид творческой деятельности, выламываются из подобных традиционных оценочных представлений, утверждая очевидное: грань между понятиями “художественное ремесло” и “высокое искусство” нередко зыбка и эфемерна.
Существует она или нет – определяет всякий раз природный талант, самобытность творческой индивидуальности мастера в каждом конкретном художественном явлении. В данном случае - “зерне “ художника-умельца, художника-самородка, не прошедшего академической выучки, таится то самое типично русское “чудо”, начало которого возможно одухотворено мелодиями свирели древнего Леля, а может быть – сказаниями еще более глубокой старины, пришедшими из античной мифологии и поведавшими нам о состязании в искусстве ткачества изобретательницы этого ремесла богини Афины и простой смертной ткачихи Арахны, превзошедшей своим искусством побежденную и разгневанную богиню.

“Музыка цельного человека” – так определяли когда-то на рубеже XIX-XX столетий национальную сердцевину отечественного искусства, возрождая ее на этом пути, художники из окружения Н.А.Прахова, и особенно же из “абрамцевского кружка” С.И.Мамонтова, начиная с В.М.Васнецова и кончая универсализмом М.Врубеля.

В творческом потенциале, творческом поиске своей заповедной “тропинки к самому себе” у В.Морозова присутствует еще одна отличительная черта – широкая эрудиция современного человека, живущего в духовных измерениях нашей эпохи, чреватой катастрофами духа и взлетами духовных прозрений, - и при этом остро чувствующего творческие искания прошедших исторических эпох.

В богатейшем спектре творческих традиций отечественного и мирового искусства художнику оказывается близкой классическая линия, питающая его стремление к строгой, поистине “чеканной” ясности формы произведений, метафорическую емкость их образного замысла.
В них звучит тот самый камертон, одухотворяющий обычно творчество народного мастера – тяготение к гармонической завершенности, к широкому образному синтезу, к идеальности образного строя, увлеченно передавая при этом бесконечное разнообразие чУдных деталей и форм реально-предметного мира.

Излюбленная художественная форма автора – монументальные декоративные панно. Их тематика, сюжеты навеяны мотивами народного эпоса древней славянской Руси, средневековой Европы и Скандинавии и особенно же стран восточного Средиземноморья.
Монументальные композиции выполнены в сложной трудоемкой технике торевтики, требующей свободного владения богатейшей палитрой декоративной обработки металла со своими авторскими “чудесинками – кудесинками”, находками и “секретами”.

Всякий раз при встрече с произведениями В.Морозова, будь то выставочная экспозиция(персональные выставки “Металл и мифы” в 1996г. в Главном Ярмарочном доме, в Нижегородском Доме архитектора в 2003г., участие в выставке “Весенняя карусель”в Нижегородском художественном музее в 2002г. и др.) или интерьер офиса и загородного дома, они запоминаются рядом особенностей творческого феномена автора, внушая зрителю светлое радостное эстетическое переживание, изумление и мастерству, и поэтическому мироощущению художника.

Это, во-первых, внутренняя творческая свобода, полная раскрепощенность в выборе сюжетного материала и образной эстетики, не скованная ни академическими шорами и штампами, ни тем более агрессивной эффектностью новомодных “актуальных направлений”, быстро появляющихся на горизонтах современного искусства, и еще быстрее исчезающих в разного рода трансформациях и модификациях.

Исконная природа металла, предназначенная к сопротивлению и упору в воинских доспехах героев и полководцев; к “небесному сиянию” в деталях дорогих металлических украшениях одежд правителей, вождей и служителей культа, - в руках нижегородского мастера изумляют своей благородной подлинностью и "послушанием”, щедрой податливостью и изысканной красотой декоративной обработки материала.

В авторской чеканке органично слиты монументальность форм, лаконичных и четких в своей пластике, в ритмичной выстроенности планов, найденности сюжетно-композиционных узлов и акцентов, - и с другой стороны, их погруженность, растворенность в орнаментальном пространстве, густо, и почти без пауз, заполненном филигранным узорочьем. Из этой сказочно-роскошной стихии орнаментального “ажура”, нередко вычеканенного на сферической поверхности “щита”, как из “живой воды” возникают сюжетные образы, навеянные мотивами богатейшего арсенала народного эпоса, художественных традиций народного искусства разных стран мира.

Подчеркнутая чернением и изредка цветом, светоносная стихия золотисто-серебристых панно В.Морозова то искрится блеском, то мягко мерцает “бархатной” глубиной, или же обретает прозрачность и легкость.
Простые универсальные формы панно – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, обрамленные изяществом причудливой орнаментальной окантовки, хранят в себе устойчивую природу космических символов, возникших еще в синкретическом сознании древнего человека.
В своем едином “хоровом” начале они подобны живой игре граней “магического кристалла” в авторской поэтической саге “о времени и о себе”, о сопричастности к мерным ритмам природы и мироздания, ко всему живому и сущему в их первозданной Божественной основе Глагола, согласованного с душой. В них оживает художническая мечта –

- Сама себе закон – летишь ты мимо,
К созвездиям иным, не ведая орбит,
И этот мир тебе – лишь красный облак дыма,
Где что-то жжет, поет, тревожит и горит!
А.Блок. Из сюиты «Кармен». 1914г.

В сюжетике, в образных мотивах чеканных панно - “щитов” В.Морозова не случайно нет ни единой соринки бытовизма, тем более тенденциозности “на злобу дня”. Все богатство и разнообразие их образной структуры – сюжетной и орнаментальной – обращено к вечным непреходящим ценностям жизни человеческого духа.

Художественная гипербола его образов рождается “на стыке” реальности и фантастики, обобщения нелегкого и неоднозначного опыта реальной жизни и вечной устремленности человека к духовному “ковчегу”, сияющему в поднебесье…

Не приемля “пыль торговой толчеи” и буден повседневности автор в поисках своего идеала погружается в странствия по всем эпохам, воскрешая поэтические тени античной древности, легендарного Египта, рыцарского Средневековья, языческой Руси…
Отталкиваясь от предметных форм реального мира, он возводит свой “поэтический Олимп”, где гармонично сосуществуют античные и языческие божества, берегини и русалки с символами библейской и христианской культуры.
Авторское поэтическое чувство вмещает в себя и литературные и живописные образы, полные ностальгии, живого потока ассоциаций и “видений” минувшего:

…Нет, все, что есть, что было – живо!
Мечты, виденья, думы – прочь…
Волна возвратного прилива
Бросает в бархатную ночь!
А.Блок. “Венеция”.

В своей объединяющей тенденции эти поэтические маски – видения чеканных панно, проникнутые мечтой, ностальгией, литературно-художественными реминисценциями, в чем-то существенном сродни пышному, ликующему карнавалу, таящему в своей праздничной стихии утопическую иллюзию о всеобщности человеческой свободы и счастья. Насколько эти образы безмятежны и не проступает ли порою в этой ностальгии скрытая тревога – вопрос, обращенный к суду времени и зрителя

В образной структуре, в изобразительном языке монументальных декоративных панно В.Морозова нераздельно сосуществуют глубинные корни богатейших национальных художественных традиций, начиная от фундамента – церковной культуры ( узорные оклады и ризы икон, декоративная обработка церковной утвари и т.д.).

Одновременно в них присутствует широкая и смелая ориентация автора на традиции мировой культуры, берущая начало в раннем средневековье – Византийская культура YI-YIII веков, где античность, греко-эллинистическое искусство тесно соприкасались с древнейшими художественными традициями культур восточного Средиземноморья, стран Ближнего Востока, когда античная традиция Александрии, Антиохи испытывала влияние Египта и Сирии, суссанидского искусства, т.е. более поздней культуры, созданной арабами и мусульманским Ираном в YII – XIII веках.
Их источники многообразны: образцы резьбы по кости, мотивы орнаментальных рисунков декоративных тканей, опыт книжной миниатюры и многочисленные художественные ремесла.

Палитра развернутой художественной метафоры в творчестве Виктора Андреевича Морозова еще раз убеждает: в природе таланта русского художника-умельца не иссякает творческий дух лесковского Левши.
Работая в благородном материале, освещенном вековыми художественными традициями, автор синтезирует опыт прошлых веков, открывая новые перспективы его декоративных возможностей и образного содержания.

20.03.03




Виталий МОЛОДНЯКОВ
О ЩИТЕ и МЕЧЕ

Попробуем быть искренними?

Слушай.

Думается мне, чудом заглянув в Настоящее, что ныне зовется “Прошлым”,
я, ты, любой современник мгновенно бы сошел с ума при первом же чувственном соприкосновении с тем, кто был человек.

Воин, сидящий у костра в состоянии покоя, самим своим существованием явил бы картину радикально отличную от того, что нам кажет планета из дерьма им. Голливуд; уж настолько разную с теми штампами, которые заменяют в нашем сознании представление о мире древнем (а значит и более близком Богу, априори в пику теории Прогресса), что мозг бы мой (твой, любой – века ХХ - го, что прошел уже) лопнул. Как говорится, не дай Бог.

Не даст.

Это яркий (т.е., согласно стратегии статьи, первый попавшийся пример).
Тоже самое – при встрече с любым жителем Той Эпохи.

Нищий ли, принц, крестьянин, вор, блудница, монах ли – лопнул бы разум, свернулась Душа калачиком, сердце бы - остановилось, не смогло жить. В любом случае.

Что дано?

Приблизительное (∞) бережное приближение к истине (если ты способен на восприятие чего – либо, по определению не содержащегося в массмедийных средствах информации) позволяет умо – и душе – зрительно приблизиться к следу Культуры, который не остыл, не смыт.

Поймай себя на том, что, ощущая, хотя бы осязательно, наличие нательного креста, можно вполне безбоязненно поймать в зрачок (сетчатку, мозг, сердце, Душу) блик костра на щите сидящего в состоянии покоя воина.

Смычка. ( См. словарь Даля).

Хорошо б, человече, забыв о количестве нулей на счету, вспомнить о Смерти. Вспомнить о Жизни.
Познакомиться с работами художника МОРОЗОВА Виктора Андреевича.

Меч – Культура. Щит – след от меча в Душе. Без меча щит не нужен.
Без щита (себя) меч – не существовал бы.

11ч.29мин. 17 июня 2002г. Москва. Чистые Пруды


Юрий ПОГОДИН.
ВИКТОРУ МОРОЗОВУ С РУССКОЙ ИСКРЕННОСТЬЮ.

Ликом солнечным улыбается Не металл – витие. То торевтикой называется Бытие.
Мифы древности обнажаются Под усталой рукой. Пахарь трудится, мается. Он такой.
Он из вечности…и непрочности: то туда, - то сюда. Гонят девы порочности Золотые года.
Манит времечко-семечко…Ладит, песню поет. То булатом по темечку Защищает народ.
Тайной скань замурована, Как на сфинксе песок. Далеко уготована Под сигарный дымок.
По спиралям - виньеточки, За пальметтами - знак. А за знаками – веточки, А внутри – зодиак.
Кто? Откуда? Гадаемся… В словарях… по рукам… То на миф натыкаемся, То на полный обман.
То в музее под стеклами Оставляем глаза. А то тряпками мокрыми Трем в углу образа.
…По медяному… По латунному: Видишь, Щит со крестом Как по золоту лунному Он чеканен Христом.
Вот и истина крестная Свой нашла уголок, Словно улочка местная… Зажигай огонек.
И молись, как умеется На Божественный зов. Жизнь не делится, сеется Из Евангельских слов… Из сердец мастеров.

28.11.97г.
Морозов Виктор
Паровоз О-5109 «Овечка»
Морозов Виктор. Паровоз О-5109 «Овечка»
460000 р.
Морозов Виктор
Старичок-Лесовичок
Морозов Виктор. Старичок-Лесовичок
1035000 р.
Морозов Виктор
Гусляр
Морозов Виктор. Гусляр
1035000 р.
Морозов Виктор
Владимиро-Суздальские древности
Морозов Виктор. Владимиро-Суздальские древности
1800000 р.
Морозов Виктор
Русь Владимирская (Древнерусская защита 2)
Морозов Виктор. Русь Владимирская (Древнерусская защита 2)
2500000 р.
Морозов Виктор
Конная прогулка
Морозов Виктор. Конная прогулка
950000 р.

Новости культуры Практические советы Наши выставки Рейтинг художественных сайтов Политика защиты и обработки персональных данныхО нас, контакты info@artnow.ru

© ArtNow.ru 2003–2024 | Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с согласия их авторов с обязательной ссылкой на ArtNow.ru

Работа добавлена в корзину