Your shopping cartFavorites

Авторское право художника и способы его защиты

Что такое АВТОРСКОЕ ПРАВО?

  1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
  2. Автору произведения принадлежат следующие права:
  • исключительное право на произведение;
  • право авторства;
  • право автора на имя;
  • право на неприкосновенность произведения;
  • право на обнародование произведения.
  1. В случаях, предусмотренных действующим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования , право доступа к произведениям изобразительного искусства.

УКАЗ Президента РФ от 07.10.1993 N 1607
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ Президента РФ от 25.03.1994 N 152-рп
"ВОПРОСЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К РЯДУ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНВЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.07.1995 N 110-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР, КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ"
(принят ГД ФС РФ 16.06.1995)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.07.2004 N 72-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ"
(принят ГД ФС РФ 25.06.2004)

Законодательная база по авторскому праву у нас в стране существует и постоянно совершенствуется. Недавно, 22 октября 2010 г., Госдума в третьем чтении приняла поправки в Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах». Теперь Российская законодательная база приведена в соответствие требованиям международных норм, что было одним из условий для вступления России в ВТО.

Каждый, кто пытается активно осваивать интернет пространство с целью продвижения своего творчества рано или поздно сталкивается с проблемой посягательства на свое авторское право или, проще говоря, плагиатом. Для духовно ранимой творческой натуры встреча с плагиатом может стать не только болезненной, но и роковой.

Не для кого из художников не секрет, что существовать, за счет средств вырученных с продажи живописи совсем не просто. Еще сложнее выжить художнику пропагандирующему «чистое» искусство, увлеченному только творческой стороной процесса.

Право использования изображения в рекламных и других коммерческих целях принадлежит автору, даже после продажи самого произведения, а не обладателю картины. Если кто-то решит использовать изображение картины в коммерческих целях, то это может принести существенный дополнительный доход и автору. О суммах за использование изображений я писал ранее, но они постоянно меняются в большую сторону. Многие западные художники признаются, что доходы от использования изображений их картин для печати постеров и репродукций существенно превышающие доходы от продажи самих произведений. В международной практике по авторскому праву существует еще один способ получить дополнительную прибыль уже после продажи самого произведения. В случае официально зарегистрированной перепродажи обладателем картины с аукциона или иным способом, автор вправе рассчитывать на получение процентов от сделки. В этом случае вступает в действие так называемое «ПРАВО СЛЕДОВАНИЯ» Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 N 5351-1 Статья 17.

К сожалению не все так хорошо обстоит на деле и еще хуже реальная ситуация с судебной практикой отражающей статистику по защите АВТОРСКОГО ПРАВА. Хочу заметить, что речь о незаконном копировании имеет смысл вести, когда оно приобретает массовый или тиражный характер. По мнению российского законодателя “плагиат” представляет наибольшую опасность для общества только тогда, когда “плагиатор” причиняет крупный ущерб (пункт 1 статьи 146 УК РФ). Отсутствие в России целенаправленной и активной борьбы с “плагиатом” многие чиновники из правоохранительных и судебных органов в частности объясняют отсутствием официальных указаний относительно того, что следует понимать под крупным ущербом. Именно поэтому любому российскому автору приходится самому заботиться о надежной защите своего произведения от посягательств “плагиаторов”.

Существует несколько простых способов доказать свое авторство:

  • Один из способов подтвердить свое авторское право в суде - нотариальное хранение. Упаковываете в конверт плод своей интеллектуальной деятельности или носитель с его копией и отдаете нотариусу, он ставит дату и печать и кладет его в сейф. В случае спора в суде можно легко доказать свое авторское право.
  • Аналогичным способом можно отправить свое творение самому себе по почте заказным письмом и хранить не вскрывая. Но в этом случае экспертиза в суде может не дать 100 % гарантии подлинности даты упаковки и отправки.
  • Достаточно надежный способ – разместить свои произведения в полиграфическом издании, имеющем дату публикации (журнал, календарь, каталог выставки).
  • Достоверным способом доказать авторство может стать договор купли-продажи произведения. Он же явится основанием для контроля за ПРАВОМ СЛЕДОВАНИЯ. При этом надо помнить, что любой договор приводит к официальному обнародованию доходов и уплате налогов, но может с торицей компенсироваться впоследствии.

Образец договора купли-продажи. скачать

  • Не менее практичным способом подтвердить авторство может стать договор – лицензия. В случае продажи изображения картины заказчику обязательно заключайте договор, это предотвратит несанкционированное использование произведения.

Образцы договоров:

Скачать образец договора «Общая форма»
Скачать образец «Договор - лицензия»
Скачать образец «Договор - простая лицензия»
Скачать образец «Договор – выполнения работ»

На данный момент существует несколько аккредитованных организаций по управлению правами на коллективной основе пытающихся контролировать соблюдение авторского права на территории РФ и за рубежом. Но видимо спешка, с которой они создавались из-за желания вступления в ВТО, отрицательно повлияла на безупречное функционирование структуры. В силу этих обстоятельств в этой нише появились самостоятельные коммерческие структуры и организации на условиях некоммерческого партнерства, нейтрализующие пробелы и проблемы официальных.


РАО

Официальным органом, контролирующим соблюдение авторских прав, у нас в стране является Российское Авторское Общество.

РАО так формулирует свои главные задачи:

  • Управление имущественными правами авторов (их правопреемников) на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, репродуцирование, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и другие случаи) на основе Договора о членстве в РАО;
  • Содействие авторам (их правопреемникам) в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе;
  • Представительство законных интересов авторов (их правопреемников) в государственных и общественных органах и организациях, а также за рубежом в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми обществами - партнерами РАО.

Проще говоря, РАО берёт на себя функции посредника между автором и приобретателем лицензии на тиражирование произведения. За что соответственно получает вознаграждение.

Отзывы деятелей культуры в адрес РАО резко противоположные. Одни пытаются оказать поддержку и выступают с коллективными заявлениями в защиту общества, другие организуют пикеты в знак протеста. А порою и действия самого РАО доходит до абсурда. Так же предлагаю посмотреть пресс-конференцию РАО.

Безусловно, организация молодая и в ее деятельности еще очень много недоработанного.
К примеру, очень интересный ответ на мой вопрос о процессе сотрудничестве РАО с художниками получил по телефону 697-5244 – «РАО с художниками не сотрудничает и картины как предмет интеллектуальной собственности не регистрирует». Я был удивлен таким поворотом событий и сослался на страницу сайта, где написано, что «В РАО могут быть зарегистрированы и депонированы с выдачей Свидетельства о депонировании и регистрации: Произведения живописи, скульптуры, дизайна, графики, графические рассказы, комиксы, фотографические произведения…». Ответ прозвучал быстро и лаконично – «В каком месте Вы это видели?».
Я человек настойчивый и предпринял еще одну попытку по другому номеру телефона 697-0990. Обходительный женский голос предложил посетить офис РАО на Большой Бронной, д. 6А. При входе в офис секьюрити поинтересовался целью моего визита и предложил позвонить на тот же удивительный номер 697-5244 где я вновь услышал оптимистичный голос «РАО с художниками не сотрудничает!» После некоторого препирательства вахтера мне разрешено было пройти в кабинет № 109. Вежливые и обаятельные дамы четко и грамотно ответили на все интересовавшие меня вопросы, с горечью посетовав на нерадивую сотрудницу № 697-5244.

Причина более активного сотрудничества РАО с представителями музыкальной, кино и литературной среды, нежели с художниками мне кажется довольно проста - живопись не используется в столь массовом объеме для копирайта. Соответственно и доходы от представления интересов авторов живописных произведений не столь велики.

Вот какой вывод я сделал из посещения офиса уважаемой организации.

  1. РАО заключает с автором договор, по которому выступает в качестве посредника при заключении сделки на получении лицензии для публикации авторских произведений в СМИ и полиграфических изданиях.

Плюсы:

  • Юридический отдел грамотно составит договор и проконтролирует все нюансы сделки, защищая Ваши интересы.
  • В случае нарушения авторских прав юристы РАО могут отстаивать Ваши права в суде. В этом случае судебные издержки несет РАО (со слов сотрудников).
  • 15% не слишком большая плата за посреднические услуги, Вам останется только получить деньги.
  • Вы получаете дополнительное время, освобождаясь от нудной переписки с заказчиками и от утомительного изучения тонкостей юриспруденции.

Минусы:

  • Вы теряете возможность самостоятельно заключать договор - лицензию на право публикации.
  • Не сможете назначать ставки за публикацию своего произведения. Официально утвержденные ставки опубликованы на сайте РАО
  • Не сможете получать вознаграждение напрямую от плательщиков.
  • РАО не выдает сертификаты на произведения живописи, подтверждающие авторство.
  1. РАО обязуется силами своего экспертного совета контролировать публикации ваших произведений в СМИ и полиграфических изданиях.

Плюсы:

  • В лице экспертного совета Вы получаете круг людей заинтересованный в контроле соблюдения авторского права.
  • Ваша фамилия попадает в РЕЕСТР ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ - членов РАО
  • Незаконопослушные граждане, найдя Вашу фамилию в списке членов РАО крепко подумают, прежде чем нарушить авторское право.

Минусы:

  • В силу некомпетентности некоторых сотрудников РАО полностью полагаться на эту организацию в плане защиты Ваших авторских прав не приходится.
  • Даже при чрезмерно большом штате экспертного совета проконтролировать все публикации СМИ и полиграфии они не смогут.
  • На данный момент РАО не имеет каталог зарегистрированных произведений живописи.
  • При возникновении судебных споров и в случае отсутствия на руках оспариваемого произведения живописи Вам прежде придется доказать свое авторство.

Вывод:

Думаю, сумма 500 рублей (единовременный вступительный взнос) в РАО не слишком высокая плата за грамотную юридическую поддержку и возможность доказать клиенту Вашу заинтересованность в продвижении своего творчества на арт-рынке и формировании устойчивой инвестиционной стоимости Ваших картин. Есть смысл передать полномочия на управление авторскими правами только на территории РФ.
С другой стороны в случае с композиторами и литераторами их сотрудничество с РАО вполне разумно и практично. Любое музыкальное и литературное произведение, в отличие от живописи, будучи опубликовано в средствах массовой информации становится общедоступным в полном объеме. Картина, опубликованная в печати или в интернете, не несет полную информацию для копирования. Для того что бы получить исходный материал потенциальному заказчику придется связаться с автором и художнику неизбежно придется вступать в договорные и финансовые отношения. В этом случае роль РАО как посредника частично утрачивается и теряет смысл. На данный момент не имеет никакого смысла заключать договорные отношения с РАО на представление своих авторских прав на территории других стран, в случае если Вы планируете продвигать свое творчество и на международном рынке.


УПРАВИС

Еще одна аккредитованная постановлением Правительства Российской Федерации организация по управлению правами на коллективной основе.

ПАРТНЕРСТВО ПО ЗАЩИТЕ И УПРАВЛЕНИЮ ПРАВАМИ В СФЕРЕ ИСКУССТВА.

Основным предметом деятельности УПРАВИС является управление на коллективной основе правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.
Подробнее о праве следования можно почитать здесь

Плюсы:

  • Расценки, указанные на сайте организации не могут не радовать.
  • Финансовый интерес организации за предоставление услуг составляет все те же 15%.
  • Не плохой задел на будущее, но пока сложно представить механизм, с помощью которого организация планирует осуществлять контроль за правом следования.

Минусы:

  • Официальный сайт пока в разработке, в Реестре Авторов помимо грамматической ошибки на странице сам список взят из старой версии «Рейтинга художников» а о существовании такой организации как УПРАВИС многие из них даже не догадываются.
  • Для регистрации в  УПРАВИС необходимо привезти произведения в офис или заказать выезд эксперта (стоимость выезда около 20 000 рублей).


Вывод:

Здесь как с наследством, если Вы планируете оставить заметный след в искусстве, нужно заключать договор с УПРАВИС.

 

Право следования - право автора произведения искусства в случае публичной его перепродажи по цене, превышающей предыдущую (на величину, установленную законом), получить вознаграждение от продавца в виде процентов от перепродажной цены.
P.S. имеет тот же срок, что и авторское право, и является неотчуждаемым: при жизни автора оно принадлежит только ему, после смерти - только наследникам.

В подготовке материала принимал участие Петр Шалаев.

17 января 2011 г

Tarasenko Valeriy
Untitled
Tarasenko Valeriy. Untitled
3692 USD
Grachev Viktor
Altay
Grachev Viktor. Altay
535 USD
Chernov Denis
Boat in Balaklava
Chernov Denis. Boat in Balaklava
2455 USD
Kirilina Nadezhda
A bouquet on a stump.
Kirilina Nadezhda. A bouquet on a stump.
107 USD
Shalaev Alexey
Skiing in Moscow. Triumphal Square
Shalaev Alexey. Skiing in Moscow. Triumphal Square
428 USD
Vevers Christina
Jasmine
Vevers Christina. Jasmine
358 USD

About us, Сontacts info@artnow.ru

© ArtNow.ru 2003–2024

Artwork added in Shopping Cart